Наверное, я не погрешу против истины, если скажу, что нет  такого человека, который бы не обращался к  нотариусу  по тому или  иному  юридическому вопросу.  

Нотариус -  официальное лицо, призванное законом  посредством совершения нотариальных действий и  предоставления  консультаций оказывать населению  юридическую  помощь.  

В процессе своего  непрерывного совершенствования и развития  нотариат не остается в стороне  от  современных  технологий.

Так, с  2017 года  в  сферу деятельности нотариата внедрена единая электронная система  учета нотариальных  действий и  наследственных дел, которая  обеспечивает  поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, использование и предоставление  информации о нотариальной деятельности ( ст.  19  Закона Республики Беларусь  «О  нотариате и нотариальной деятельности». )      

Сотрудники  нотариальных контор,  нотариальных  бюро  и  нотариальных архивов относятся к своим служебным обязанностям с высочайшей степенью  ответственности : хранение   записей  о совершенных  нотариальных действиях,  экземпляров удостоверенных договоров,  доверенностей, завещаний, материалов наследственных  дел    обеспечивается  со всей строгостью,  предъявляемой  к этому вопросу законодательством.  Те, кому  приходилось  обращаться  к  нотариусу  или  к работникам  нотариального архива  за получением дубликата документа либо  его  архивной копии,  могли в этом убедиться. 

В  этой публикации  хотелось бы затронуть  тему  взаимосвязи  удостоверения  завещаний и возможностей  вышеупомянутой  единой электронной системы.

Как правило,  лицо,  обратившееся к нотариусу за удостоверением завещания,   задает такие вопросы  :  «А что будет,  если я потеряю  свой экземпляр завещания ?», «А  как мои наследники узнают, что  я составил завещание?»,  «Кому  мои наследники должны  предъявить  завещание после моей смерти?» ,  « Как   мои наследники будут знать, что завещание не отменено?»  и т.п.

До введения в действие единой электронной системы  сведения  об удостоверенных, отмененных и измененных завещаниях  заносились   в соответствующие   журналы,  называемые  «алфавитные книги».  Такие книги  имелись и имеются   у каждого  нотариуса и сегодня.   Однако, раньше, чтобы  разыскать  завещание, в наличии  которого наследники были уверены или  о котором  только предполагали,  необходимо было  проверить записи в алфавитных книгах как минимум одной нотариальной конторы или бюро. 

В  ходе удостоверения  завещания  нотариус объясняет завещателю,  что  при  его  жизни составленный документ  в силу не вступает, а следовательно, может  быть  изменен или    отменен полностью в зависимости от обстоятельств.     

Нередки были случаи, когда  гражданин, составивший завещание и пожелавший изменить его условия,   не мог вспомнить, у какого  именно нотариуса оно было удостоверено.  Если  экземпляр  завещания  не был утрачен,  необходимые сведения  можно было  получить из текста документа.  Сложнее  обстояло дело в том случае,  если на руках у завещателя  документа  не оказывалось. 

С 1 января 2017 года завещание, составленное  любым гражданином  и удостоверенное   любым  нотариусом,  подлежит  внесению  в единую электронную систему учета нотариальных  действий.  Таким образом,   получить  информацию о наличии или отсутствии завещания стало  намного проще.  Т.е.,  сам завещатель, запамятовавший,  где им был оформлен  документ, или   наследники после смерти завещателя  могут обратиться   к любому нотариусу  и при соблюдении  определенных формальностей   получить соответствующие сведения. 

Следует сказать, что удостоверение завещания представляет собой нотариальную тайну.  В соответствии с п.п. 2 и  4   статьи 9  Закона Республики Беларусь  «О  нотариате и нотариальной деятельности» сведения  о завещании  при жизни завещателя  выдаются только завещателю, а после его смерти – гражданам и юридическим лицам, на имя, либо в отношении которых завещание было составлено и удостоверено,  а также  -  супругу (супруге),  родителям,  усыновителям (удочерителям), детям, в том числе усыновленным (удочеренным),  родным братьям и сестрам,  деду,  бабке, внукам  завещателя.   Требование данной статьи закона  нотариусами неукоснительно выполняется.

Отдельно хотелось бы обратиться к гражданам, составившим свои завещательные распоряжения ранее  и,  возможно,  утратившим документ, а также к тем, кто   желает   изменить условия ранее  составленных  завещаний.  Нотариусы  Республики Беларусь готовы  оказать  квалифицированную юридическую  помощь как в поиске  ранее удостоверенных  завещаний,  так и при  составлении новых, которые будут хранится в единой информационной системе.

Необходимо отметить, что   в соответствии с п.  3  Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 1145 от 13.12.2013 года при совершении  нотариальных действий ряду лиц, в частности участникам и инвалидам Великой Отечественной войны,  другим инвалидам I и II групп, а также пенсионерам, пенсия которым назначена по законодательству Республики Беларусь,   предоставляются  льготы  по оплате совершаемых  нотариальных действий.  Для использования льготы необходимо предъявить соответствующий документ.

Кроме того,  по желанию  гражданина нотариус может выехать  для совершения   нотариального действия  на дом  или в лечебное учреждение.


Возврат к записям автора

Возврат к списку