Единая информационная линия

Наследование бренда

10 января 2019
Наследование бренда

Современный бизнес развивается стремительно и масштабно, не ограничивая себя определенной территорией, и в связи с высокой конкуренцией и представлением одного вида товаров и услуг на одном и том же рынке, участникам необходимы средства индивидуализации, которые буду отличать от себе подобных.

Что же отличает одну вещь, созданную руками мастера от другой? Глазки-пуговки? Фарфоровые ручки или плотность вязки? Нет! Их отличают друг от друга имя их создателя – Бренд, а если говорить юридическим языком – Товарный знак.

Создавая какое-либо предприятие, начиная новое дело все надеются на успех. К некоторым он приходит, а к другим, кроме успеха, приходит еще и прибыль, связанная непосредственно с этим делом. Но жизнь имеет обыкновение заканчиваться, а дело всей жизни, а точнее товарный знак может существовать и приносить прибыль еще очень долгое время. Товарный знак, сам по себе, без группы товаров, которые представлены под ним, можно оценить в денежном отношении, а значит получить реальную прибыль. К примеру, по данным украинского агентства MPP, который ежегодно составляет рейтинг национальных брендов Беларуси «BelBrand - ТОП 100 белорусских брендов», стоимость брэнда одной из нашумевших белорусских игр World of Tanks – 78,5 млн$, «Бабушкина крынка» стоит 60,5 млн $, тройку лидеров замыкает бренд «Санта-Бремор» - 57,8 млн$.

Белорусское законодательство выделяет следующее понятие Товарного знака: в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «товарным знаком и знаком обслуживания (далее – товарный знак) признается обозначение, способствующее отличию товаров и (или) услуг (далее – товары) одного лица от однородных товаров и (или) услуг других лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений».

Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в государственном учреждении «Национальный центр интеллектуальной собственности».

Что же происходит с товарным знаком после смерти гражданина на которого он зарегистрирован?

В соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) Товарный знак относится к такому виду объектов промышленной собственности как средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.

Проще говоря товарный знак является имущественным правом гражданина, которое может переходить по наследству. Подтверждение этому мы находим и в ст.984 ГК Республики Беларусь: «Имущественные права, принадлежащие обладателю исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иным законом, могут быть переданы правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, а также переходят по наследству и в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица – правообладателя»

По общему правилу, чтобы принять наследство, наследнику необходимо обратиться к нотариусу по последнему месту жительства умершего и заявить о своих правах, в том числе необходимо указать состав наследства. В отношении Товарного знака есть несколько нюансов, которые могут существенно повлиять на его судьбу. К таким нюансам можно отнести конкуренцию (зарегистрировать на себя товарный знак с «именем» и под его маркой предлагать свои товары достаточно соблазнительно) и время.

Так в соответствии с п 2 ст. 13. Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»: Регистрация товарного знака, срок правовой охраны которого истек, на нового владельца допускается не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока действия регистрации. Если прежний владелец товарного знака подал в патентный орган заявление об отказе в правовой охране своего товарного знака, регистрация этого товарного знака на нового владельца может быть осуществлена ранее шести месяцев. Основываясь на этой норме можно сказать, что, если в течение полугода, со дня смерти наследодателя, наследники не заявляют своих прав на товарный знак, они могут потерять право пользования данным товарным знаком. Поэтому для данного вида имущества необходимо своевременное заявление. Более того без обращения к нотариусу товарный знак попросту невозможно будет переоформить так как, основанием к внесению изменений в свидетельство о регистрации товарного знака являются: заявление   о перемене владельца в результате перехода прав на товарный знак по наследству к которому прилагается копия документа, подтверждающего вступление в наследство.

Кто может стать наследником бренда?

Законодательство нашей страны допускает быть правообладателем Товарного знака как физическое лицо (без указания необходимости быть ИП), так и предприятие. (Ст. 2 закона «О товарных знаках и знаках обслуживания»), поэтому ограничений, связанных с переходом прав на данный вид имущества не должно возникнуть ни у граждан Республики Беларусь ни у граждан иных государств, являющихся наследниками.

В то же время, если Товарный знак зарегистрирован на территории иного государства, а наследник гражданин Республики Беларусь, будет не лишним заблаговременно узнать может ли он быть обладателем исключительного права на товарный знак на территории того или иного государства.

К примеру, в Литве, Латвии и Украине зарегистрировать товарный знак могут и физические и юридические лица (Закон «О товарных знаках» от 10.10.2000 г. № VIII-1981 (по состоянию на 08.06.2006 г., с изменениями, внесенными Законом № Х-651); Закон «О товарных знаках и указаниях на географическое происхождение» принятый Сеймом 16 июня 1999 года с изменениями на 8 февраля 2007 года и Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 23.12.1993 года (с изменениями и дополнениями).

В Российской Федерации более строго ограничен круг лиц, имеющих возможность стать обладателями исключительного права на товарный знак, статусами юридического лица или индивидуального предпринимателя (статья 1478 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). Поэтому если Вам повезло унаследовать право на товарный знак в Российской Федерации готовьтесь стать индивидуальным предпринимателем.

Если с правовым статусом одного наследника, желающего получить в наследство товарный знак все относительно легко и понятно, то вопрос, что делать если наследников больше двух, остается открытым.

В соответствии со ст. 1056 ГК Республики Беларусь наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1057-1063 Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1062 ГК Республики Беларусь). Однако специальное законодательство, а в частности Закон «О товарных знаках, и знаках обслуживания» не предусматривает совместную регистрацию товарного знака в отношении нескольких лиц, что ставит резонный вопрос: что делать если наследников несколько? Прибегать к аналогии права как при наследовании авторских прав не представляется возможным, поскольку, во – первых, в Законе «Об авторском праве» четко прослеживается возможность наследования несколькими наследниками, а во - вторых, хоть товарный знак — это своеобразное «имя» товара или группы товаров, но оно не относится к личным имущественным правам, которые не могут быть переданы по наследству, как, к примеру, имя автора произведений.

В связи с вышеизложенным самым логичным решением видится раздел наследственного имущества, когда один из наследников наследует «дело» вместе с товарным знаком и в последующем регистрирует его на свое имя. Здесь могут быть использованы как договоренность между наследниками, так и норма Гражданского кодекса о преимущественном праве при разделе наследства «Наследник, постоянно пользовавшийся совместно с наследодателем или самостоятельно неделимой вещью, входящей в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этой вещи».

Иная ситуация возникает, если товарный знак зарегистрирован на территории другого государства. К примеру, в Латвии, Украине и Польше - зарегистрировать товарный знак, торговую марку имеет право группа лиц. Если наследников двое и больше то наследовать они будут в равных долях, однако есть нюанс: получить охрану на торговую марку двум и более лицам можно при условии наличия между совладельцами договора, который будет регламентировать использование такой торговой марки. Отсутствие такого договора ведет к отказу в регистрации. (Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1994, № 7, и Закон Республики Польша «О промышленной собственности» от 30.06.2000 г.

Независимо от того, где зарегистрирован товарный знак и кто является наследником, правовая защита товарного знака и его дальнейшая судьба необходимы как в рамках рыночных отношений так и в рамках правовых. Не смотря на то, что сегодня Товарный знак как объект наследственного имущества встречается редко, своевременное обращение к нотариусу, является не только залогом правильного и своевременного переоформления, но и гарантом сохранения своего бренда, имени и прибыли, которая за ним стоит.


Людмила Ягудина
нотариус Витебского нотариального округа

Поделиться в социальных сетях:
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая использовать сайт и нажимая на кнопку «ОК», пользователь подтверждает, что ознакомился с условиями Политики обработки персональных данных, соглашается с использованием файлов cookies