Белорусская национальная модель саморегулируемой организации

Белорусская национальная модель саморегулируемой организации

БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРУССКОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

Королёва М.И. (2).jpg Королев Ю Ю.jpg

Авторы: М.И. Королёва, нотариус Минского городского нотариального округа и Ю.Ю. Королёв, заведующий кафедрой бизнес-администрирования ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ, кандидат экономических наук, доцент

К настоящему моменту проделана огромная работа по приведению Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон) в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь», прорабатывается вопрос о возможности присоединения Белорусской нотариальной палаты к Международному союзу нотариата, в который входит более 86 стран, активно развивается сотрудничество с нотариатами Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения и другими. Все это позволит повысить уровень нотариального обслуживания, с одной стороны, с другой – должно способствовать развитию саморегулирования нотариата и Белорусской нотариальной палаты как саморегулируемой организации.

 

1.      Истоки саморегулирования

Саморегулирование представляет собой механизм частного контроля и регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности самими субъектами такой деятельности без вмешательства или с минимальным вмешательством государства. Это форма объединения агентов (предпринимателей) в определенной профессиональной сфере, которая является особой формой взаимодействия государства и рынка. Подобное взаимодействие позволяет минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов (и соответственно, снизить государственные расходы) при сохранении высокой отнесенности перед потребителями.

Одним из первых примеров реализации механизма саморегулирования считаются союзы булочников, швейников и др. профессионалов, появившиеся в Древнем Риме еще в VI веке до н.э. Современные черты саморегулирования уже были присущи цехам – объединениям ремесленников той или отрасли, появившимся сначала в Италии в Х веке, во Франции – в конце XI – начале XII в., в Англии и Германии – в XIII в., а затем широко распространившиеся и за пределами Европы.

Ярким примером саморегулирования, которое перестало ограничиваться лишь регламентацией условий и правил профессиональной деятельности, а явилось примером передачи государством части своих публичных полномочий субъектам частной инициативы, стала британская Ост-Индская компания, созданная в 1600 году. Фактически она представляла собой акционерное общество, получившее не только монопольное право на торговлю в Индии, но и право чеканить монету, управлять войсками и др.

Современной прообраз саморегулируемой организации появился в США в 1792 году, когда 24 брокера, стремясь скоординировать свои действия и изменить ситуацию на рынке ценных бумаг, подписали Баттонвудское соглашение о едином уровне комиссионных и предоставлении друг другу определенных преференций, а также договорились об основании первой организованной площадки для торговли акциями – Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange, NYSE). Позднее, с принятием Закона «О ценных бумагах и биржах» и созданием Комиссии по ценным бумагам и биржам США (The United States Securities and Exchange Commission, SEC), процесс саморегулирования получил новый импульс, а SEC получила право регистрировать и контролировать деятельность всех саморегулируемых организаций в данной сфере.

С развитием гражданского оборота в нашей стране также возникла необходимость в расширении использования принципов саморегулирования для придания нового импульса повышению качества и разнообразия услуг в различных сферах профессиональной деятельности. Кардинальная реформа организации нотариальной деятельности в нашей стране, нацеленная на внедрение принципов саморегулирования и сближающая нотариат Беларуси с латинским типом нотариата, была осуществлена в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 года № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь». Наряду с совершенствованием деятельности нотариата, повышением статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также в целях перехода на осуществление нотариусами нотариальной деятельности на условиях самофинансирования, с 1 января 2014 года нотариальная деятельность начала осуществляться на новых принципах. Новации в организации нотариальной деятельности, которые заключались в упразднении государственных нотариальных контор и ведомственных нотариальных архивов, введении новых организационных форм осуществления нотариусами нотариальной деятельности (нотариальных контор и нотариальных бюро, нотариальных архивов), отмене государственной пошлины за совершение нотариальных действий и оказания услуг правового и технического характера и введением нотариального тарифа, наделение Белорусской нотариальной палаты (БНП) полномочиями на привлечение нотариусов к дисциплинарной ответственности, проведение мониторинга соблюдения нотариусами законодательства о нотариате и др. по сути означали передачу функции организации нотариальной деятельности в ведение саморегулируемой организации (СРО) в лице БНП, которая до этого объединяла только частных нотариусов.

СРО – это некоммерческая организация, объединяющая субъектов профессиональной деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида, обеспечивающая регулирование профессиональной деятельности участников рынка за рамками базовых минимальных требований, определяемых государством.

Белорусская нотариальная палата, представляющая собой современную белорусскую СРО, является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех нотариусов Республики Беларусь. БНП является юридическим лицом, имеет обособленное имущество в собственности, самостоятельный баланс, текущие (расчетные) банковские счета, может иметь иные счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может выступать истцом и ответчиком в суде, имеет право при реализации своих полномочий заключать гражданско-правовые и трудовые договоры.

Таким образом, БНП, существовавшая до 1 января 2014 года около 20 лет как объединение частных нотариусов, последние 3 года функционирует как объединение всех нотариусов Республики Беларусь, осуществляющих нотариальную деятельность как в нотариальных конторах, так и в нотариальных бюро. Наряду с Республиканской коллегией адвокатов, аудиторскими объединениями, БНП явилась одной из первых в нашей стране саморегулируемой организацией, успешно работающей уже почти три года, опыт функционирования которой может быть использован для развития национального института СРО и национального закона о СРО.

 

2.      Принципы функционирования саморегулируемых организаций

Функционирование СРО подобных БНП основано на следующих основных принципах.

Установление общих правил ведения членами СРО профессиональной деятельности

Правила ведения членами СРО профессиональной деятельности могут определять требования к субъекту СРО (уровню его образования, квалификации, опыту работы и т.п.); общие технические требования к ведению деятельности (параметры качества товаров (работ, услуг), требования к технологии, взаимоотношениям с клиентами и т.п.); требования к юридической стороне деятельности участника, финансовым условиям и т.д.

В Республике Беларусь основные требования к осуществлению нотариальной деятельности закреплены в актах законодательства.

В частности, требования к лицам, претендующим на приобретение статуса нотариуса установлены ст. 10 Закона. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший в случаях, установленных Законом, профессиональную стажировку в качестве стажера, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности, отвечающий иным требованиям законодательства.

Значительные полномочия принадлежат Министерству юстиции Республики Беларусь, которое реализует их путем издания актов законодательства – постановлений. В соответствии с нормами Закона (п.1 ст. 18 и п.1 ст.21) правила нотариального делопроизводства и порядок совершения нотариальных действий, которые являются закреплением всей процедуры совершения нотариального действия, устанавливаются Министерством юстиции Республики Беларусь. Также именно Министерство юстиции Республики Беларусь утверждает положения о нотариальной конторе, нотариальном бюро, устанавливает порядок выдачи свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, внесения в него изменений и (или) дополнений, выдачи его дубликата и аннулирования, определяет порядок прохождения профессиональной стажировки с учетом предложений Белорусской нотариальной палаты, устанавливает порядок проведения аттестации нотариусов, устанавливает особенности исчисления стажа работы по юридической специальности для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности. Также Министерством юстиции Республики Беларусь утверждаются Правила профессиональной этики нотариусов.

При этом БНП наделена компетенциями:

осуществления методического руководства и координации деятельности нотариусов путем обеспечения единства правоприменительной практики в нотариальной деятельности, осуществление материально-технического, финансового и кадрового обеспечения нотариальных контор, нотариальных архивов;

принятия по согласованию с главными управлениями юстиции решений по вопросам образования (прекращения деятельности) нотариальных контор, образования нотариальных бюро;

утверждения по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь положения о фонде развития нотариата, формирование данного фонда и использование его средств в установленном порядке;

обеспечения единообразного применения правил нотариального делопроизводства;

разработки и реализации целевых программ развития деятельности нотариусов, в том числе в рамках отдельной административно-территориальной единицы;

определения порядка ведения дисциплинарного производства в отношении нотариусов.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 Закона, в нотариальных округах, которые включают город, имеющий районное деление, либо две и более административно-территориальные единицы, главное управление юстиции по согласованию с территориальной нотариальной палатой (структурным подразделением БНП) вправе установить требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы.

В соответствии с п. 15 Устава Белорусской нотариальной палаты членами БНП являются нотариусы Республики Беларусь. Прием в члены БНП осуществляется на основании письменного заявления нотариуса с предъявлением свидетельства на осуществление нотариальной деятельности. Решение о приеме в члены БНП принимается правлением БНП в срок не позднее одного месяца со дня подачи заявления. Члену БНП выдается удостоверение нотариуса, подтверждающее статус нотариуса и его членство в БНП.

Установление основных требований к осуществлению нотариальной деятельности именно Министерством юстиции или иным государственным органом, а не органом самоуправления часто встречается в мировой практике, это связано с особенностями статуса нотариуса, который уполномочен выдавать документы, подтверждающие юридические факты, особой доказательственной силой нотариальных актов, совершением нотариальных действий от имени государства.

 

Наличие системы мониторинга соблюдения установленных СРО правил и санкций за их нарушение

Данный принцип предполагает обеспечение соблюдения установленных законодательством и профессиональным сообществом требований и поддержания должного уровня добросовестности субъектов профессиональной деятельности путем, например, проведения плановых и внеплановых проверок, мониторинга.

Контролирующий функцией наделено Министерство юстиции Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», Министерство юстиции осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, Белорусской нотариальной палатой, ее организационными структурами законодательства о нотариате, вносит предписания Белорусской нотариальной палате, территориальным нотариальным палатам об устранении нарушений законодательства, установленных в ходе проведения проверки, дает рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков).

Однако, функция привлечения нотариусов за допущенные нарушения в их деятельности передана Белорусской нотариальной палате (п.4 ст.43 Закона). Также БНП наделена полномочиями на проведение мониторинга соблюдения нотариусами законодательства о нотариате и нотариальной деятельности (ст.48 Закона).

В соответствии с п. 2 Положения о комиссии Белорусской нотариальной палаты по проведению мониторинга соблюдения нотариусами законодательства о нотариате члены вышеназванной комиссии участвуют в мониторинге в целях оперативной оценки фактического состояния нотариальной деятельности на предмет соответствия требованиям законодательства о нотариате, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих нарушению актов законодательства. Задачами Комиссии помимо указанных является обобщение информации о текущей деятельности нотариата Республики Беларусь в целях краткосрочного прогнозирования его развития, планирования и инициирования изменений законодательства, регулирующего вопросы нотариата.

Все многообразие санкций и мер за нарушение установленных СРО правил со стороны участников СРО можно свести к различным формам осуждения со стороны сообщества, финансовым методам наказания нарушителей, исключению из числа членов организации. Значение последней меры, как наиболее радикальной, зависит от дополнительных условий, и в частности, от возможности заниматься профессиональной деятельностью, не будучи членом СРО. Но в любом случае набор санкций в рамках института саморегулирования достаточно ограничен и подчас не может сравниться с мерами государственного регулирования.

Согласно статье 42 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», к нотариусу могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

исключение из членов Белорусской нотариальной палаты.

Дисциплинарное производство осуществляется дисциплинарными органами Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат.

В отношении БНП можно отметить, что в соответствии с п. 11 Положения о дисциплинарной комиссии Белорусской нотариальной палаты задачами указанной комиссии является рассмотрение жалоб на действия нотариуса, представлений государственных органов, должностных лиц о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности, частых определений судов о нарушении законодательства нотариусами, входящими в состав Правления БНП, ревизионного или дисциплинарного органа БНП, дисциплинарного органа территориальной нотариальной палаты, привлечение к дисциплинарной ответственности указанной категории нотариусов, рассмотрение и принятие окончательных решений по жалобам на принятые Дисциплинарной комиссией территориальной нотариальной палаты решений о привлечении нотариусов к дисциплинарной ответственности.

Так как Законом установлен запрет на осуществление нотариальной деятельности не членами БНП, то исключение из членов является санкцией, препятствующей осуществлению нотариальной деятельности.

Наличие механизмов внесудебного разрешения споров между членами СРО

Внесудебное разрешение споров между членами саморегулируемой организации внутри самой организации предполагает создание третейских судов, а также комиссий по рассмотрению споров.

Так, например, в соответствии п. 2 Положения о дисциплинарной комиссии Белорусской нотариальной палаты для решения задач внесудебного разрешения споров организована упомянутая комиссия, которая является органом Белорусской нотариальной палаты, осуществляющим реализацию дисциплинарной практики. Комиссия осуществляет только дисциплинарное производство, но не рассматривает сам спор по существу. Отменить нотариальное действие как таковое и разрешить спор между членами СРО и потребителями может только суд.

Наличие механизмов обеспечения имущественной ответственности СРО

В целях возмещения ущерба, причиненного клиентам, СРО и ее членами применяются механизмы страхования ответственности и практика формирования компенсационных фондов.

В отношении БНП можно отметить, что в соответствии со статьей 48 Закона, п. 12 Устава БНП одной из функций палаты является заключение дополнительного договора страхования гражданской ответственности на случай причинения членами БНП вреда третьим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия. А статьей 37 Закона установлено, что полномочия нотариуса прекращаются в случае, если нотариусом осуществляется деятельность без заключения договора страхования гражданской ответственности на случай причинения им вреда третьим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия.

Таким образом, как видно из рассмотренных выше принципов функционирования СРО, Белорусской нотариальной палатой реализованы все перечисленные из них, что на практике нашло отражение в тех функциях, которые выполняет БНП.

3.      Перспективные направления развития саморегулирования БНП

Следует отметить, что и для БНП можно обозначить несколько перспективных направлений развития саморегулирования и повышения статуса палаты.

Во-первых, помимо законодательных норм, регулирующих деятельность СРО, самими саморегулируемыми организациями часто принимаются Кодексы профессиональной деятельности. Кодекс – это внутренний (локальный) нормативно-правовой акт, устанавливающий стандарты работы в той или иной сфере, соблюдение которого является обязательным для членов данной организации. У БНП отсутствует подобный Кодекс. Частично его заменяет Устав БНП, новая редакция которого утверждена 04.04.2016 года, и Правила профессиональной этики нотариуса, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь № 37 от 16.11.2004 года. Однако между Уставом и Кодексом имеется существенное различие: устав в основном направлен на регулирование деятельности самой организации (определяет цель, предмет, задачи ее деятельности и т.д.), тогда как Кодекс может определять ценностные ориентиры, устанавливать минимальные требования к уровню обслуживания клиентов (включая технические требования к площади и оборудованию офиса, организации обслуживания клиентов, системе менеджмента качества и т.п.). 

Разработка Кодекса профессиональной деятельности членов БНП, таким образом, может быть следующим этапом в развитии палаты, поскольку его наличие является одним из отличительных признаков саморегулируемой организации от других объединений, способствует повышению социального статуса и значимости СРО в обществе.

Во-вторых, СРО, как правило, представляют своим членам целый ряд услуг, которые они не могут получить иначе, как только посредством членства в СРО и без которых они часто не могут осуществлять свою профессиональную деятельность.

Например, в соответствии с п. 13 Устава БНП для осуществления стоящих перед ней целей и реализации функций и задач она обеспечивает формирование и ведение единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел (далее - единая электронная система). Единая электронная система – комплекс программно-технических средств, предназначенный для поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, использования и (или) предоставления информации о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия. Согласно пункту 2 статьи 19 Закона, собственником единой электронной системы является Белорусская нотариальная палата.

Подобная система, естественно, должна быть защищена от несанкционированного доступа, а работу с ней могут осуществлять только квалифицированные члены БНП. С 1 января 2017 года единая электронная система заработает в полную силу.

Белорусская нотариальная палата для совершенствования функционирования системы может принять регламент работы с государственными информационными ресурсами в рамках системы. Со временем, благодаря данному ресурсу может быть внедрен популярный за границей принцип «наследство без границ». Это значит, что наследственное дело можно будет оформить в любом районе независимо от того, где проживал наследодатель.

С другой стороны, иные виды услуг, предоставляемые СРО своим членам, аналог которых предлагается на рынке, также в той или иной степени могут быть конкурентными. Это, например, информационные, консультационные услуги, услуги по обучению персонала для организаций-членов СРО, ведение архивов и т.д. В этом случае возможно обращение в консалтинговые, тренинговые, бухгалтерские и т.п. фирмы либо создание специализированных подразделений внутри собственной компании-члена СРО. Однако организации саморегулирования вполне могут оказаться конкурентоспособными и на этом поле за счет узкой специализации и экономии на масштабе. А если к этому добавить престиж, вес и деловую репутацию на рынке соответствующей СРО, то преимущества подобных услуг, оказываемых саморегулируемой организацией, становятся еще более очевидными.

Если учесть, что в соответствии со ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально являются плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), которая предполагает ведение учета доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь (Инструкцией о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально), утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42), то в настоящий момент для них отсутствует необходимость ведения бухгалтерского учета. Плательщики, которые освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета либо ведения учета доходов и расходов на общих основаниях, ведут учет в книге учета доходов и расходов, форма которой установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 N 55/60/59/38 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения» (Постановление N 55/60/59/38) (ч. 1, 3 п. 1 ст. 291 НК).

Следовательно, потенциально возможно расширение круга услуг, предоставляемых БНП своим членам, например, по ведению учета доходов и расходов для уплаты налога при УСН для нотариальных бюро за счет регулирования уровня членских взносов, которые они уплачивают.

В-третьих, еще одним перспективным направлением развития саморегулирования БНП, на наш взгляд, может стать регистрация и продвижение собственного товарного знака (логотипа), а также развитие его сигнальной функции. Разработанный уже сегодня логотип нотариальной деятельности (рис. 1), представляет собой стилизованное изображение ладони, олицетворяющей защиту, и василька, традиционного символа Беларуси, ассоциирующегося с белорусским народом и его трудолюбием. Василек на ладони – защита прав и законных интересов белорусского народа нотариусом. Логотип должен стать не просто хорошо узнаваемым, представлять услуги нотариусов в социуме, но и выполнять сигнальную функцию гаранта качества и высокого уровня профессионализма.

 

Логотип нотариальной деятельности на фоне.jpg

Рис. 1 Макет логотипа Белорусской нотариальной палаты (http://belnotary.by/o-palate/simvolika/o-logotipe-notarialnoy-deyatelnosti/)

Нам представляется это необходимым, поскольку любой логотип можно рассматривать как сигнал качества, передаваемый от продавца к потребителю. В последнем случае для выполнения указанной функции важны два обстоятельства. Во-первых, соответствующая информация о логотипе должна получить широкую огласку. Во-вторых, логотип должен оказывать реальное влияние на предпочтения потребителей. Последнее обстоятельство, по-видимому для БНП не столь принципиально, поскольку не существует реальной альтернативы нотариальным действиям, осуществляемым членами БНП. Однако по мере расширения самостоятельности Белорусской нотариальной палаты и спектра предоставляемых ею услуг неминуемо возникнет необходимость в таком коллективном логотипе, который гарантирует потребителю высокий стандарт обслуживания и эффективный механизм разрешения конфликтов. Именно наличие высокого стандарта взаимодействия контрагента и наличие реальных мер по его поддержанию и обеспечивает воздействие бренда организации саморегулирования на рыночные предпочтения потребителей.

И, наконец, в-четвертых, представляется необходимым дальнейшее совершенствование системы страхования профессиональной деятельности нотариусов. Страхование профессиональной деятельности нотариусов – это вмененный вид страхования от неумышленного причинения вреда, наступившего в результате профессиональной деятельности нотариуса, третьим лицам. Объектом страхования выступают имущественные интересы страхователя, которыми он должен нести ответственность за совершение ошибки или неточности перед выгодоприобретателем, которому, в результате упущения нотариуса, может быть нанесен материальный ущерб. Выгодоприобретателем в данном случае будет являться физическое или юридическое лицо, обратившееся за профессиональной помощью к страхователю или третьи лица. Субъектом страхования всегда является нотариус, т.е. лицо, имеющее свидетельство на осуществление нотариальной деятельности. Страхование ответственности нотариуса осуществляется путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности на случай причинения нотариусом вреда третьим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия. Данное требование установлено статьей 25 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности».

В соответствии с правилами Белорусского республиканского унитарного предприятия «Белгосстрах» №76 добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда и расходов в связи с осуществлением профессиональной деятельности, согласованных Министерством финансов Республики Беларусь 03.03.2004, рег.№108 подлежит возмещение причинённого вреда вследствие:

профессиональной небрежности в результате совершения нотариального действия;

неправомерного отказа в совершении нотариального действия;

непреднамеренного разглашения сведений, которые стали ему известны в связи с совершением нотариального действия, в том числе и после прекращения нотариальной деятельности.

Страхование нотариусов возможно и от других видов профессиональных ошибок, таких как неправильное удостоверение сделок, неверное разъяснение третьим лицам последствий совершаемых ими действий, неправильное разъяснение их прав и обязанностей, а также может включать в себя иные виды возмещение расходов, например, на проведение экспертизы, судебные издержки и т.д.

Наряду со страхованием гражданской ответственности важной мерой защиты нотариусов со временем должно стать, на наш взгляд, создание компенсационного (гарантийного) фонда БНП. В отличие от фонда развития нотариата, который формируется в соответствии с п. 7 ст. 46 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» в целях обеспечения надлежащего функционирования нотариата и его дальнейшего развития, в том числе путем оказания финансовой помощи нотариусам, осуществляющим нотариальную деятельность в районах, в которых доходы от ее осуществления не позволяют обеспечить самофинансирование, компенсации расходов нотариусов за совершение нотариальных действий, по которым нотариальный тариф не уплачивается, финансирования деятельности нотариальных архивов, компенсационный (гарантийный) фонд БНП должен стать своеобразной «последней линией защиты», когда для компенсации ошибки нотариуса не хватит страховки. Ведь по условиям договора страхования страховая сумма (лимит ответственности) по возмещению вреда нотариусом ограничен суммой в 18 000 белорусских рублей, а по мере возрастания роли нотариата в обществе для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов ответственность нотариусов будет расти. Подобный размер страховой суммы несоизмерим с потенциально возможными убытками и прежде всего вследствие роста сферы оборота недвижимости.

Формирование подобного фонда, по-видимому, должно занять достаточно продолжительный период времени, поскольку для нормального функционирования такого фонда необходимо не только подготовить законодательную базу, но для начала выплат средств из данного фонда необходимо накопить достаточные средства.  Отдельный вопрос—механизм формирования средств данного фонда, что выходит за рамки данной статьи.

Таким образом, по мере накопления опыта применения механизмов саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, подходы, предполагающие замену избыточных государственных регулирующих и контрольно-надзорных функций механизмами стандартизации и контроля, реализуемые силами профессионального сообщества, станут все более востребованными, а механизмы их функционирования станут все более сложными. Это со временем должно найти отражение в национальном законодательстве и в законодательном закреплении института саморегулирования во все новых и новых сферах деятельности общества аналогично тому, как в Федеральном законе Российской федерации №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Опыт же саморегулирования, накопленный Белорусской нотариальной палатой, стоит изучать, внедрять в иные сферы общественной и экономической жизни, а также развивать и совершенствовать, поскольку саморегулирование, являясь общественным институтом, наряду с очевидными преимуществами несет и определенные угрозы. В этих условиях особенно актуальной становится разработка эффективной экономической, социальной и институциональной структуры посредством внедрения саморегулирования в отдельных секторах национальной экономики.


Возврат к записям автора

Возврат к списку

версия для печати