Там, где работают нотариусы, суды отдыхают

Там, где работают нотариусы, суды отдыхают

Развитие рыночных отношений, рост гражданского оборота влекут за собой увеличение количества дел, поступающих в суды, как в общие, так и  в экономические.

По состоянию на 24 декабря 2014 число поступивших на рассмотрение в экономический суд Витебской области обращений увеличилось на 12% (+2 155 обращений) и составило 20.374 обращения (в 2013 году – 18.219). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступило больше: исковых заявлений (заявлений, жалоб) – на 14% (2.340, в 2013 году – 2.056), заявлений о возбуждении приказного производства на 11% (16.144, в 2013 году -14.542).

В общем количестве поступивших обращений доля заявлений в порядке приказного производства составила – 79,2% (16.144), доля исковых заявлений (заявлений, жалоб, жалоб на отказ в совершении нотариальных действий, материалов) – 11,5% (2.340),

На 29 апреля 2015 года число поступивших на рассмотрение в экономический суд Витебской области обращений увеличилось на 7 % (+526 обращений) и составило 7.548 обращений (в 2014 году – 7.022). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступило больше: заявлений о возбуждении приказного производства на 8% (5921, в 2014 году -5483), исковых заявлений на 27% (912, в 2014 году – 720). В общем количестве поступивших обращений доля заявлений в порядке приказного производства составила – 78% (5921), доля исковых заявлений – 12% (912).

 Однако ни одна судебная система не в состоянии расширяться бесконечно и  более того, нагрузка на суды делает невозможным быстрое, своевременное и качественное рассмотрение дел, а, соответственно, и эффективную защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.  

     За последние годы в белорусском процессуальном законодательстве как в гражданском процессуальном, так и в хозяйственном процессуальном, произошли значительные изменения, направленные на ускорение и «удешевление» рассмотрения споров: введен обязательный досудебный (претензионный) порядок рассмотрения спора, широко применяется рассмотрение дел в порядке приказного производства, практическое применение получила примирительная процедура  как стадия хозяйственного процесса, альтернативные способы разрешения споров – третейское и арбитражное разбирательство, медиация.   Рассматривая нотариат как институт  досудебного правосудия,  мы говорим о том, что в ряде случаев  нотариальная  деятельность предупреждает необходимость обращения в суд. Одним из способов разрешения конфликтов в сфере гражданского оборота и является учинение исполнительной надписи  на документах, устанавливающих задолженность.

     В целях  совершенствования порядка удовлетворения бесспорных требований граждан и юридических лиц,  Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности»  было установлено,  что ряд требований о взыскании денежных сумм (задолженности) не подлежит рассмотрению в судах общей юрисдикции в порядке приказного производства и  «нотариусы с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законодательными актами, совершают исполнительные надписи о взыскании:

- по требованию, основанному на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;

- с физических лиц налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 N 87)

- начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

- расходов по розыску ответчика, должника, лица, скрывшегося от органа, ведущего уголовный процесс;

- с физических лиц страховых взносов (страховых премий) по договорам обязательного страхования в случае отказа от их уплаты, задолженности по ним, штрафов, пеней;

- задолженности физических лиц по договорам проката, об оказании услуг связи, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;

- задолженности физических лиц по кредитам, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;

- с физических лиц в пользу организаций здравоохранения средств, затраченных на оказание медицинской помощи потерпевшим по рассмотренным уголовным делам, по которым постановлен обвинительный приговор;

- задолженности физических лиц по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением, пени в связи с такой задолженностью;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 13.05.2013 N 219)

- задолженности по нотариально удостоверенным сделкам, на основании которых возникает обязательство по уплате денежных средств, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;

- задолженности по займам, выданным организациями своим работникам на потребительские нужды, строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, дач, садовых домиков, приобретение и благоустройство земельных участков;

- задолженности физических лиц, которые приобрели находящиеся в государственной собственности жилые дома, квартиры, а также не завершенные строительством жилые дома (квартиры) (доли в праве собственности на жилые дома, квартиры, не завершенные строительством жилые дома (квартиры) по договорам купли-продажи в рассрочку, по платежам в погашение невыплаченной суммы;

- расходов организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, по приведению помещений в прежнее состояние или по исправлению повреждений (в размере до десяти базовых величин) при самовольном переоборудовании или перепланировке жилых, нежилых помещений, мест общего пользования, балконов и лоджий, перестановке либо установке дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, причинении собственниками, нанимателями и арендаторами (физическими лицами) повреждений занимаемым ими жилым и нежилым помещениям, местам общего пользования и их оборудованию;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 13.05.2013 N 219)

- задолженности физических лиц по арендной плате за нежилые помещения в домах, находящихся в коммунальной собственности и собственности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

- задолженности членов дачных, гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, по просроченным более двух месяцев платежам в счет покрытия расходов на содержание, эксплуатацию, капитальный ремонт и охрану дачи, садового домика, гаража, автомобильной стоянки, пени в связи с такой задолженностью;

- задолженности членов садоводческого товарищества и лиц, выбывших из состава членов садоводческого товарищества, на которых законодательными актами возложена обязанность вносить взносы, по просроченным более двух месяцев взносам, пени в связи с такой задолженностью;

- задолженности законных представителей несовершеннолетних обучающихся по оплате за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования в учреждениях образования и в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

- с работающих обязанных лиц расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае уклонения указанных лиц от возмещения данных расходов;

- задолженности физических лиц по оплате стоимости выданного им обмундирования (форменной одежды) в случаях, установленных актами законодательства, в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока носки обмундирования (форменной одежды);

- задолженности физических лиц, уволенных с военной службы, из органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, резервистов после окончания занятий и учебных сборов и военнообязанных, призванных на военные или специальные сборы, после окончания этих сборов, привлеченных в установленном порядке к материальной ответственности, по возмещению причиненного ими государству ущерба, оставшейся за ними ко дню увольнения с военной службы, из органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, окончания указанных занятий и сборов;

- по требованиям уголовно-исполнительных инспекций об обращении взыскания на средства организации, администрация которой допустила длительную (свыше одного месяца) задержку перечисления сумм, удержанных из заработка осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ в данной организации;

- задолженности физических лиц по оплате стоимости питания административно арестованных, содержавшихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, центрах изоляции правонарушителей органов внутренних дел, расходов на содержание лиц, помещенных в специализированные изоляторы органов внутренних дел;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 08.07.2013 N 307)

- с собственников (владельцев) транспортных средств не внесенной ими платы в увеличенном размере за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь;

(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2013 N 268)

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Итак, правовой основой института исполнительной надписи являются:

Гражданский кодекс Республики Беларусь, Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 18.07.2004  № 305-3  «О нотариате и нотариальной деятельности», Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2006 года № 1737 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов» и иные законодательные акты.

       Условия совершения исполнительной надписи:

Нотариус совершает исполнительную надпись при соблюдении следующих условий:

совершение исполнительной надписи, за которой обращается взыскатель, предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 411-З)

 представленные документы соответствуют законодательству Республики Беларусь и подтверждают бесспорность задолженности должника перед взыскателем (при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности);

(в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 13.07.2012 N 411-З)

представленные документы  соответствуют законодательству Республики Беларусь и подтверждают бесспорность обязанности работающих родителей (единственного родителя) по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае уклонения таких родителей (единственного родителя) от возмещения указанных расходов (при совершении исполнительной надписи о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении);

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 411-З)

место жительства (место пребывания) или место нахождения должника находятся на территории Республики Беларусь;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 411-З)

со дня возникновения права на иск прошло не более трех лет. Если для требования, по которому выдается исполнительная надпись, законодательными актами Республики Беларусь установлен иной срок давности, исполнительная надпись выдается в пределах этого срока. Указанный срок  не распространяется на совершение исполнительных надписей о взыскании с граждан налогов, сборов (пошлин), пени, задолженности по обязательным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 411-З)

Нотариальное действие совершается при наличии сведений и (или) документов, необходимых для совершения такого действия, в том числе подтверждающих уплату  нотариального тарифа и других необходимых в соответствии с законодательством платежей, в день обращения лица за совершением этого действия, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Для выполнения большого объема работы, необходимой при совершении нотариального действия, данный срок продлевается до трех дней, а при обеспечении письменных доказательств этот срок может быть продлен до дня окончания составления протокола осмотра письменного доказательства.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 13.07.2012 N 411-З, от 04.01.2014 N 105-З).   

 Таким образом,  предоставленные нотариусу документы для учинения исполнительной надписи,  подтверждают бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем.

     Исполнительную надпись можно рассматривать как распорядительный акт нотариуса о взыскании денежной суммы при отсутствии материально-правового спора между должником и взыскателем. Нотариус, как представитель государства, в силу своего публично-правового статуса осуществляет  предупредительное правосудие, удостоверяет и свидетельствует бесспорные юридические факты.

Исполнительная надпись не предполагает существования спора; совершение исполнительной надписи позволяет сразу перейти к исполнительному производству; учинение исполнительной надписи не требует вызова и присутствия должника, носит исключительно документальный характер и совершается в день обращения и без необходимости соблюдения территориальной подсудности.

   Проведем сравнительный анализ временных и материальных затрат на рассмотрение требования о взыскании денежных средств в судебном порядке.

Обращаясь в экономический суд за защитой нарушенных прав, субъект хозяйствования вправе выбрать определенный способ защиты: либо обратиться с заявлением в порядке приказного производства, либо обратиться в суд с исковым заявлением.

При подаче заявления о выдаче определения о судебном приказе, возбуждается приказное производство, без вызова сторон (поскольку судебное разбирательство не проводится) в срок до 20 рабочих дней выдается определение о судебном приказе. А это значит, что получить исполнительный документ при отсутствии мотивированного отзыва со стороны должника возможно только практически через календарный месяц (даже при том, что определение о судебном приказе, являясь само по себе исполнительным документом, вступает в законную силу с момента вынесения). Госпошлина при этом составит 2 базовых величины (360 000 руб.) либо 5 базовых величин при сумме требования свыше 100 базовых величин (900 000 руб.)

В случае обращения в суд с иском  в порядке искового производства судья в срок до 15 рабочих дней обязан назначить подготовительное судебное заседание. Затем назначает дело к рассмотрению, при этом судебное заседание может быть отложено по тем или иным причинам. Общий срок для рассмотрения дела в порядке искового производства не должен превышать, как правило, двух месяцев с момента проведения подготовки. По результатам рассмотрения дела суд принимает решение, которое вступает в законную силу в течение пятнадцати рабочих дней, после чего суд выдает исполнительный документ – судебный приказ. То есть истец может получить исполнительный документ  почти через 3 месяца со дня подачи искового заявления в суд.  Госпошлина при подаче иска составляет не менее 15 базовых величин (2 700 000 руб.), 5% от цены иска и др. (в зависимости от цены иска согласно приложению № 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

 Преимущество совершения исполнительной надписи нотариуса, по сравнению с судебным порядком обращения взыскания по долгам, очевидно.      

Совершенная нотариусом исполнительная надпись дает право взыскателю возбуждать исполнительное производство, совершать различные исполнительные действия, включая выставление платежных требований без акцепта (Инструкция о банковском переводе – банк, обслуживающий взыскателя, дополнительно проверяет наличие исполнительного документа, возможность его приема по сроку давности, соответствие суммы платежного требования сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу) к счетам должника (если взыскатель юридическое лицо), обращать взыскание на имущество должника и т.п.

 Это прежде всего, экономия времени, поскольку нотариус учиняет исполнительную надпись в день обращения к нему, следовательно, кредитор имеет большой выигрыш во времени,  который  не позволит недобросовестному должнику спрятать имущество, продать его и таким образом уйти от ответственности, т.е.  учинение исполнительной надписи обеспечивает оперативную защиту прав кредитора, кроме того, сумма издержек кредитора по исполнительной надписи нотариуса несопоставима с затратами на организацию и ведение судебного процесса по взысканию задолженности с недобросовестного должника.

   Совершение  исполнительной надписи нотариусом содержит определенные преимущества для   сохранения  деловой репутации должника, которая достигается посредством возложения на нотариуса обязанности обеспечить тайну нотариального действия, что не может иметь место в условиях открытого судебного разбирательства.

     Вместе с тем, несмотря на то, что  ряд требований о взыскании денежных сумм (задолженности), предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности»  не подлежит рассмотрению в судах общей юрисдикции в порядке приказного производства, данное обстоятельство не исключает искового производства. Более того, в случае несогласия должника (возникновения спора) исковое производство остается единственным способом взыскания задолженности. Наличие исполнительной надписи не лишает гражданина права на  судебную защиту, что также  является еще одним преимуществом исполнительной надписи.

    И в заключении хочу сказать, что именно нотариат в системе гражданской юрисдикции, беря на себя определенный объем дел, в которых отсутствует спор по существу, способствует достижению задач правосудия в широком смысле этого слова. Именно поэтому  Верховный Суд Республики Беларусь выступил инициатором о необходимости  принятия Указа Президент Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 366, с  целью распространения действий норм Указа на правоотношения, в рамках которых заявляются бесспорные требования вне зависимости от субъектного состава. Это расширяет круг взысканий денежных сумм (задолженностей) на основании исполнительной надписи, которую совершает нотариус. Указом Президента Республики Беларусь от 07 мая 2015 года № 195 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» расширен  круг взысканий денежных сумм(задолженности) на основании исполнительной надписи нотариуса. Прогнозируемое Верховным Судом число бесспорных требований, которые предлагается передать нотариусам для совершения исполнительной надписи составляет примерно 23 тысячи заявлений в год. На доступность и качество нотариального обслуживания данное обстоятельство не повлияет, т.к. с учетом количества нотариусов в республике нагрузка на одного нотариуса увеличится в среднем на 2-4 действия.


Возврат к записям автора

Возврат к списку

версия для печати