Фадина А.О. эссе "Историческое наследие нотариата Беларуси"

Фадина А.О. эссе "Историческое наследие нотариата Беларуси"

Фадина.jpgАвтор: консультант нотариальной конторы №1 Железнодорожного района г. Гомеля Фадина Анастасия Олеговна


Кто-то привносит право в мир, а нотариус – мир в это право.


Общеизвестный факт – исторически так сложилась, что территория нынешней Беларуси не раз входила в состав других государств, что, несомненно, влияло на развитие белорусского нотариата в тот или иной исторический период.

Истоки зарождения белорусского нотариата можно наблюдать уже в период действия Статутов Великого княжества Литовского (далее - ВКЛ). Зарождение нотариата в ВКЛ происходило в рамках судебной системы. Несмотря на то, что не существовало такой профессии как нотариус, нельзя сказать, что нотариата вообще, на территории Беларуси не существовало, пока не было издано и введено в действие Положение о нотариальной части 1866 г., которое для Минской, Могилёвской, Гродненской и Виленской губерний вступило в силу с 15 ноября 1883 г.

Дело в том, что функции и действия, которые впоследствии были определены как нотариальные, во времена ВКЛ и Речи Посполитой выполняли различные должностные лица, однако большинство из них выполнял Земский суд. В его состав входили: судья, подсудок и писарь, которые избирались на поветовом сеймике и утверждались государем. Это говорит об особом статусе и значении данных должностных лиц того времени. Все должностные лица являлись шляхтичами, были грамотными, имели навыки составления официальных документов (знали формы, установленные законодателем), а так же были людьми, которые пользовались уважением в обществе. За свою работу данные должностные лица вознаграждения не получали. Также некоторые функции нотариального характера выполнялись служащими Главного суда - Трибунала ВКЛ, который имел право заверять завещания, свидетельствовал долговые обязательства, договоры купли-продажи имений.

С развитием системы органов центрального и местного самоуправления развивается и делопроизводство ВКЛ. В рассматриваемое время четко прослеживается тенденция к законодательному закреплению правил удостоверения всех документов. Уникальными источниками актового делопроизводства являются замковые книги или актовые книги. Среди актовых книг в земских и городских судах для записей нотариального характера и официальных документов ВКЛ были введены специальные книги, получившие название «записовых». Для оформления частноправовых отношений применялся термин «запис», под которым понималась передача кому-либо права на какое-либо имущество посредством записи. К «записам» относились документы, составленные при продаже, обмене, дарении и других операциях с собственностью.

Актовые книги дошли до нас в большом количестве. Сегодня, по свидетельству историков, в Национальном историческом архиве Беларуси хранятся актовые книги 33 населенных пунктов до 1795 г., всего 572 единицы хранения на 147465 листах. К эпохе существования ВКЛ относится 5 книг Могилёвского магистрата, 51 книга различных других белорусских городов.

Исходя из вышеперечисленного, можно подвести итог: в период существования ВКЛ, в рамках судебной системы, начала формироваться и нотариальная деятельность. Несмотря на то, что нотариусов, как должностных лиц не существовало, имелся круг должностных лиц, осуществлявших нотариальные функции. Возможно, именно в этот период стали закладываться отличительные качества, которые присущи нотариусам: четкое соблюдение форм документов, предусмотренных законодательством (например: к статуту ВКЛ 1566 года были приложены образцы документов (договор дарения мужем жене движимых вещей, договор дарения матери собственным детям имущества, договор мены шляхетского имущества), скрупулезность и точность в их составлении, придание документу юридической силы, т.е. особого доверия к документу, подписанному должностным лицом, который тем самым являлся гарантом соблюдения закона.

 Статутное право ВКЛ действовало еще какое-то время после третьего раздела Речи Посполитой, в период, когда территория Беларуси вошла в состав Российской империи, но в последующем,  после окончания переходного периода, русское законодательство распространилось, что привело к тому, что белорусский нотариат данного исторического этапа неотделим от русского нотариата.

В Российской Империи до 1866 г. существовали публичные нотариусы и разного рода маклеры, которые удостоверяли определенные виды торговых сделок, опротестовывали векселя. Компетенция их была ограничена, поэтому требования для таких лиц были невысокие – они должны были быть «людьми добрыми, опытными и во всех торгах и вексельных переводах умелыми и не должны быть неграмотными». Как указывается в литературе, впервые понятие «нотариус» появилось в Вексельном уставе 1729 г., содержащем упоминание о публичных нотариусах, которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочке в платеже.

Наиболее полно и основательно статус и деятельность нотариуса были освещены в Положении о нотариальной части от 14 июля 1863 г. (далее – Положение). При разработке законодательного акта, использовалось ни столько предшествующее российское законодательство, сколько законодательство Франции, Австрии, Баварии, тем самым на территорию Беларуси опосредованно были привнесены европейские нотариальные традиции.

Положение о нотариальной части впервые профессии "нотариус" придало статус государственного служащего, с присвоением ему, к сожалению, заурядного 8-го класса по должности и отсутствием возможности иметь право на производство в чины и права получать пенсию. Возможно, именно поэтому у лиц, желающих занять должность нотариуса, не требовалось наличия какого-либо определенного образования. Однако некоторые требования имелись. Они были предусмотрены статьёй 5 Положения, в которой было обозначено, что «нотариусами могут быть только Российские подданные, совершеннолетние (21 год), неопороченные судом или общественным приговором и не занимающие никакой другой должности ни в государственной, ни в общественной службе». Лицо, которое хотело занимать должность нотариуса, предъявляло характеристику с предыдущего места службы - аттестат. Данный документ содержал сведения о моральных качествах претендента. Например, в характеристике Николая Аркадьевича Выходцева, который претендовал на должность нотариуса города Речица, написано: "В период нахождения в полку в офицерском чине всегда отличался прекрасным знанием службы, примерным старанием, точным исполнением возложенных на него обязанностей, безукоризненным поведением, пользовался уважением, как у своего начальства, так и у коллег".

И всё же место нотариуса среди других юридических профессий характеризует не чин, а то значение, которое институт нотариата имеет в гражданском обществе. Немаловажно сказать, что служебные обязанности нотариуса были многочисленны и сложны. Нотариус, в первую очередь, выступал гарантом частной собственности, поэтому в ст. 66 Положения была установлена обязательная нотариальная форма для сделок с недвижимым имуществом. Интересно отметить, что при совершении каждого нотариального действия должны были присутствовать два свидетеля, которые удостоверяли «действительное» совершение нотариального действия, а также они могли удостоверять и «самоличность, удостоверяющих акт». При удостоверении сделок с недвижимым имуществом, требовалось присутствие троих свидетелей. Также нотариус того времени обязан был удостоверить личность сторон, их волю, дееспособность и наличие грамотности. Законодателем были предусмотрены многие нюансы в аспекте совершения нотариальных действий. О стандартах подлинности нотариально удостоверенного документа, говорит то, что предусматривалось внесение оговорок и недопущение подчисток.

Стоит отметить, что за нарушения, даже единичные, нотариусы привлекались к ответственности. Надзор за служебной деятельностью нотариусов должны были осуществлять суды. Ответственность нотариусов за злоупотребления и упущения, в том числе имевшие характер проступков, регулировались «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Например: один из нотариусов города Минска Пётр Николаевич Галиневич обвинялся в преступных действиях, предусмотренных ст.ст. 338, 541, 468 и 1306 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Дело в том, что на протяжении всего 1896 г. он использовал в своей нотариальной конторе неустановленные законом бланки для протестов векселей, в которых выражение «ходить с требованием платежа» заменил на фразу «оповестить о требовании платежа». Пользуясь такой редакцией, избавил себя от обязанности ходить к векселедателям с требованием платежа, а вместо этого посылал им извещения через своего сторожа. Суд квалифицировал совершенные нотариусом действия как превышение власти. Кроме того, он допустил в другой половине мая 1896 г. неправильное ведение нотариальной книги сборов, которое проявилось в том, что в четвёртой графе вместо плательщиков расписывались другие лица, которые не имели на это полномочий и не своей фамилией, а фамилиями своих плательщиков. Вышесказанное говорит о том, что деятельность нотариусов была строго регламентирована, и ввиду того, что нотариусы достаточно часто подвергались многочисленным проверкам, велась в соответствии со строгим соблюдением законов и форм. Кроме того Положением был предусмотрен чёткий механизм возмещения вреда, в случае, когда он возник в связи с деятельностью нотариуса, причём не имело значение наличие либо отсутствие вины нотариуса. Согласно статьи 8 Положения, нотариусы обязаны были до начала своей трудовой деятельности представить в окружной суд залог, который служил гарантией того, что принесенный вред будет компенсирован. Залог вносился наличными деньгами или государственными процентными деньгами. Ежегодно сумма залога пополнялась нотариусом. Залог хранился в окружном суде и считался собственностью нотариуса. Взыскание на сумму залога могло быть обращено только по делам, связанным с профессиональной деятельностью нотариуса, поэтому, на время нахождения нотариуса в должности, был недоступен для третьих лиц, и на него не могло быть обращено взыскания за частные долги. Похожий механизм защиты прав граждан, в случае причинения вреда от действий по вине нотариуса, можно наблюдать и в настоящее время.

В свете всего вышесказанного, можно легко понять, почему нарушения нотариусами законодательства были крайне редки. Во-первых, нотариусы несли материальную ответственность своим имуществом, во-вторых, на момент ведения следствия, ввиду подозрений о нарушении законодательства, нотариуса отстраняли от должности на период расследования и рассмотрения дела (возможно, само подозрение в нарушении законодательства могло подорвать доверие клиентов в компетентности нотариуса), в-третьих, наказанием за нарушение законодательства могло быть увольнение от должности или даже тюремный срок.

Едва ли не самой главной проблемой русских нотариусов стала проблема оплаты их труда. За свою работу, как государственных служащих, нотариусы не получали жалование от государства. За каждое нотариальное действие Положением было предусмотрено право взимать плату на свою пользу по добровольному соглашению с клиентом либо по особой таксе, если такое соглашение не было достигнуто. Постановление «Временная такса вознаграждения нотариусов и заступающих на их место» было принято 27 июня 1867 г. С одной стороны – плата по соглашению породила небеспочвенный подрыв доверия к нотариусу со стороны населения и обвинения последнего в злоупотреблениях, с другой стороны – нотариальная такса, названная временною, просуществовала больше полувека и создала совершенно невозможные условия оплаты труда большинства нотариусов. Особенно трудно было нотариусам провинциальной России: нотариусы столичных городов и крупных центров вырабатывали 15 000 номеров реестра в год, а небольших городов – 500-700 номеров. Кроме того, сами нотариусы высказывали предложения по поводу проекта нотариальной таксы. И.А. Алякритский в еженедельном вестнике «Нотариусъ» писал: «Мне всегда представлялось ненормальным и неправильным упущение в существующей таксе того обстоятельства, что не сделано никакого различия – один ли продает и покупает или несколько человек, а иногда даже несколько десятков лиц. У меня бывали, и это не единичные случаи, по 30-40 человек, а раз явка договора о продаже леса на сруб была 78 человек!..Недавно совершалась купчая крепость на 17 человек и я совершал ее в течение 5 х/г часов, так что окончил все в половине четвертого, а начал в 10 ч. утра: между тем в это же время можно совершить три купчих крепости!».

Принятие Положения о нотариальной части знаменовало собой целую эпоху в истории развития как российского, так и белорусского нотариата. Как и при становлении любой другой структуры, система нотариата имела свои достоинства и недостатки. Неоспоримыми достоинствами Положения было формирование нотариальных органов, образование должности нотариуса, упорядочение его деятельности, определение круга действий нотариуса, порядка их совершения. Однако вместе с тем, преждевременно говорить о нотариате данного исторического периода, как о самостоятельном институте, так как законодательно не было закреплено правового статуса нотариата. В данный период времени - нотариат это совокупность должностных лиц, находящихся в системе судебных органов, осуществляющих от лица государственной власти свидетельствование актов. И все же, трудно не согласиться с И.С. Вольманом, который, в предисловии к изданию Положения о нотариальной части 1909 года, высказал такое мнение: «Но чего не сделал закон, сделала сама жизнь. Институт нотариата и, главным образом, так называемого «младшего нотариата»  - создал себе в обществе довольно высокое положение, ничуть не меньшее, чем положение судей. Несмотря на низкое служебное положение, в нотариусы идут и члены судов, и присяжные поверенные, и члены палат и даже председатели окружных судов. Вряд ли этих лиц манит на должности нотариусов исключительно материальная сторона деятельности нотариусов. Вряд ли эти лица шли бы в нотариусы, если бы общественное положение нотариуса, было ниже положения, которое эти лица занимали».

Положение о нотариальной части 1866 г. являлось основным нормативным актом, регламентирующим функционирование нотариальных органов России до 1917 г. В дальнейшем историческое развитие нотариата можно разделить на две части. Дело в том, что Советско-Польская война окончилась подписанием Рижского мирного договора 18 марта 1921 г., по которому вся Западная Беларусь перешла в состав Польши, а остальная территория - в состав СССР. Развитие нотариата на белорусских землях в составе Польши, пошло по особому пути, но только до 1939 г.

Так как Польша получила независимость только 11 ноября 1918 г., за такой короткий период польский правительство не могло создать полностью собственное законодательство, в том числе и нотариальное, поэтому, как обычно происходит в переходный период, на присоединённых землях по-прежнему действовало Положение о нотариальной части 1866 г. с особенностями, предусмотренными главой 5 «нотариат в губерниях Варшавского судебного округа». В дальнейшем до 01 октября 1934 г. действовали  временные правила о судоустройстве в Польском королевстве, которые регламентировали, в том числе, и нотариальную деятельность.

Окончанием переходного периода послужило вступление в силу с 1 октября 1934 г. Распоряжения Президента Республики Польша «Право о нотариате», которое было названо «конституцией польского нотариата».

Право о нотариате определило статус нотариусов, как представителей отдельной юридической профессии, к которым предъявлялись высокие требования. С момента вступления в силу ранее названного нормативно-правового акта, только лицо с высшим юридическим образованием могло стать нотариусом. Новым также было то, что Право о нотариате закрепило нормы о нотариальной стажировке и стажерах, а также асессорах.

В соответствии с указанным нормативным актом, нотариусы не были государственными служащими, не зависели от государства и не обязаны были ему подчиняться, что позволило им создавать органы самоуправления, т.е. нотариальные палаты. Нотариусы Западной Беларуси входили в состав Виленской нотариальной палаты с центром в Вильне. Каждая нотариальная палата имела свои органы: законодательные – общее собрание, и исполнительные и распорядительные – нотариальный совет. Органы нотариального самоуправления контролировали деятельность нотариусов, стажеров, асессоров, принимали участие в дисциплинарном правосудии, по желанию сторон и нотариуса определяли размер соответствующего вознаграждения, освобождали или частично освобождали  от оплаты за выполнение нотариальных действий, руководили обучением стажеров, вели реестр нотариусов, стажеров, асессоров. Контролю подвергались не только нотариусы, но и палаты. Верховный контроль над нотариатом осуществлял министр юстиции.

В соответствии со ст. 7 Распоряжения «Право  о нотариате» нотариусом мог быт назначен: гражданин Польской Республики, который не имел ограничения в гражданских правах, обладал неподкупным характером, умел писать и говорить на польском языке, достиг возраста не менее 30 лет, закончил университет по юридической специальности, прошел нотариальную стажировку и сдал нотариальный экзамен. В качестве примера можно привести характеристику нотариуса из Пинска Вацлава Кжижановича: «нотариус родился 29.05.1879г. В 1902 г. окончил юридический факультет Киевского университета. До 1914 г. был адвокатом в Киеве. С 1914г. по 1917 г. служил в российском войске. С 1917г. по 1918 г. был мировым судьёй в Киеве. С 1919 г. по 1921 г. служил в польском войске в должности майора судебного корпуса. С 1921 г. был старостой в Красном ставе, Липне и Городкове. В 1933 г. был назначен нотариусом в Крыницы, а с 1934 г работал нотариусом в Пинске».

Подготовкой стажеров занимались нотариальные палаты. Стажировка длилась 5 лет и имела целью ознакомление стажера с нотариальной практикой. После окончания стажировки, кандидат допускался до сдачи экзамена, который принимала комиссия, в которую входили: в качестве главы - судья апелляционного суда, направленный главой суда и три нотариуса, делегированные соответствующими нотариальными палатами. Экзамен состоял из 2 частей: письменной и устной и касался всех отраслей права, знание которых являлось обязательным для должного исполнения профессии нотариуса. После успешной сдачи экзамена кандидат в нотариусы получал статус асессора, и имел право занимать должность нотариуса, в случае его отсутствия. 

В Праве о нотариате было обозначена компетенция нотариусов: нотариусы составляли нотариальные акты, выдавали копии и выписки, составляли свидетельства, вручали сторонам заявления, составляли протоколы, протестовали векселя и чеки, а также иные документы, принимали на хранение документы, деньги и ценные бумаги. Нотариальные действия совершались только в нотариальном бюро (однако были предусмотрены случаи, когда нотариус совершал нотариальное действие за пределами бюро). Нотариус имел право иметь только одно нотариальное бюро, которое нотариус должен был обеспечивать всем необходимым для осуществления нотариальной деятельности, имел право нанимать и увольнять помощников.

Несмотря на то, что Распоряжение «Право о нотариате» 1933 г. было польским и белорусы в его создании не участвовали, впервые на белорусских землях профессия нотариуса была отнесена к юридическим профессиям и к нотариусу, как профессионалу, стали применяться не только высокие моральные, но и образовательные качества.

Развитие нотариата на белорусских землях, вошедших в состав послереволюционной России, пошло по иному пути. Существует мнение, что Декрет о суде № 1, принятый 01 декабря 1917 г. вместе с упразднением судебной системы упразднил и нотариат, т.к. нотариат того времени был фактически частью судебной системы. Однако упоминание о нотариате было только в Декрете о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. В ст. 11 указывалось, что надписи о принудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам, делаются нотариусами, а в местностях, где таковых нет, лицами их заменяющими.

 Первоначально, взамен закрытых нотариальных контор, были созданы нотариальные отделы при местных Советах во главе с народными нотариусами, но затем Народный комиссариат юстиции РСФСР предложил их ликвидировать, а функции распределить между соответствующими органами, исходя из их компетенции, но уже в феврале 1919 г. было принято решение не ликвидировать нотариальные отделы, а там, где это необходимо, иметь нотариальные столы в городах при судебно-следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездных - при местных народных судах. Компетенция нотариусов в этот период была узка и сводилась в основном к удостоверению различного рода обстоятельств, свидетельствованию верности копий с документов и подлинности подписей.

В январе 1922 г. на Всероссийском съезде деятелей советской юстиции было принято решение восстановить нотариат как профессиональную организацию.  04 октября 1922 г. СНК РСФСР было утверждено положение о государственном нотариате, которое было введено в действие 24 августа 1923 г., в связи с принятием Гражданского кодекса.  На нотариальные органы возлагалось засвидетельствование сделок, совершение протестов векселей, удостоверение бесспорных обстоятельств и регистрация арестов, налагаемых на немуниципализированные строения и право застройки.

В дальнейшем, для регулирования нотариальной деятельности и определения места нотариата в системе государственных органов в целом, было принято достаточно большое количество нормативно правовых актов. Первым общесоюзным актом в области нотариата было постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 14 мая 1926 г. "Об основных принципах организации государственного нотариата", который утратил силу только в 1973 г. На основе общесоюзного постановления 1926 г. было разработано Положение о государственном нотариате Белорусской ССР от 31 декабря 1926 г., затем положение о государственном нотариате БССР от 04 декабря 1929 г. В 1938-1939 гг. продолжался экстенсивный рост нотариальных органов СССР. Прежде всего, это связано с ростом числа нотариальных действий. В период Великой Отечественной войны деятельность нотариата БССР была приостановлена.

7 июня 1950 г. постановлением Совета Министров БССР № 702 было утверждено очередное положение о государственном нотариате Белорусской СССР. По мнению исследователей, Положение о государственном нотариате заложило основы советского нотариата, закрепило нотариат в системе государственных органов, включив его в состав органов юстиции.  В 50-е годы государственный нотариат БССР развивался поступательно, но медленно, поскольку экономика советского периода характеризовалась отсутствием частной собственности, рыночных отношений и предпринимательства, невысоким уровнем материального обеспечения и низким правовым сознанием населения.

Период с 1917 г. по 1973 г. можно назвать периодом, когда законодатель "искал" наиболее приемлемую и оптимально комфортную модель нотариата, которая могла функционировать в условиях современности. 19 июля 1973 г. был принят Закон СССР "О государственном нотариате" (далее - Закон), в БССР данный закон был имплементирован 30 апреля 1974 г. Следует отметить, что это был первый закон о нотариате, а не положение.

 Законом было обозначено, что руководство государственным нотариатом осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров Республики Беларусь, а также другими государственными органами в соответствии с законодательством Союза СССР и Республики Беларусь, следовательно, белорусский нотариат полностью отделился от судебной системы и стал самостоятельным институтом. Однако связь с судебными органами осталась, так, в соответствии со ст. 21 Закона, жалоба на совершение нотариального действия, а также отказа в его совершении подавалась в районный народный суд по месту нахождения нотариальной конторы. В тоже время увеличение руководящих органов и контролирующих органов говорит об осознании государством важности роли нотариальных органов, связанной с поддержанием законности в советском государстве. Кроме того, ст. 1 Закона ставила перед нотариусом и иные задачи, такие как "охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, государственных учреждений, ... укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путём правильного и своевременного удостоверения договоров и других следок, оформления наследственных прав, совершение исполнительных надписей и иных нотариальных действий". Исходя из концепции советского права - приоритета публичного интереса над частным, законодательство вменяло в обязанность нотариусу активно воздействовать на стороны гражданского оборота. Согласно ст. 8 государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны оказывать гражданам, государственным учреждениям и иным субъектам гражданского оборота содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть им использованы во вред.

Обязанность оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов ставила нотариуса в положение цензора гражданского оборота, оценивающего не просто законность совершаемых сделок, но и их целесообразность. Статья 19 Закона подтверждала данное положение: "Государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданами или отдельными должностными лицами, сообщают об этом для принятия необходимых мер соответствующим учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору".

Ввиду того, что законодатель ставил своей целью придать большую значимость институту нотариата, к нотариусам стали применяться определенные требования. Согласно ст. 5 Закона назначение на должность старшего государственного нотариуса и освобождение от должности осуществлял начальник отдела юстиции исполнительного комитета областного Совета народных депутатов, а заместители старших государственных нотариусов и государственные нотариусы назначались на должности и освобождались от них начальником отдела юстиции исполнительного комитета областного Совета народных депутатов. На должности государственных нотариусов могли быть назначены граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование. Поэтому, достаточно странным является тот факт, что в Законе сохранялось исключение, которые было предусмотрено в предыдущих нормативно-правовых актах, согласно которому в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, на должности государственных нотариусов могли назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что лицо, которое назначается на должность нотариуса, не менее 3 лет работало по специальности юриста. Также отсутствовало требование о прохождении стажировки, не требовалось прохождение какого-либо квалификационного испытания. Возможно, это было обусловлено тем, что работа была во многом чисто механической, связанной с проверкой правильности заполнения утвержденных бланков договоров, доверенностей, заявлений, а также низкооплачиваемой, выпускники юридических вузов не стремились занять должность нотариуса. Нотариус, по сути, был государственным служащим, получавшим заработную плату, практически не зависящую от результата его работы.

В период перестройки стали происходить коренные изменения в экономике - разрешалось осуществлять предпринимательскую деятельность в форме кооперативов и создавать совместные предприятия с зарубежными компаниями, следовательно, стал увеличиваться гражданский оборот, что повлекло к увеличению количества совершения нотариальных действий, их сложности и видов.

Распад СССР и появление на его основе ряда независимых государств, которые стремились к созданию на своих территориях свободных рыночных отношений, потребовало пересмотра союзного законодательства о нотариате. Не исключением стала и Республика Беларусь. Можно сказать, что Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 02 февраля 2000 г. № 38 послужило переходным периодом на пути к созданию нового законодательства о нотариате. В феврале 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. "О нотариате и нотариальной деятельности", который, с существенными изменениями, в редакции 2016 года, действует в настоящее время. Но это уже наше настоящее.

Общеизвестный факт – исторически так сложилась, что территория нынешней Беларуси не раз входила в состав других государств, что, несомненно, влияло на развитие белорусского нотариата в тот или иной исторический период: менялось законодательство, форма правления государства, статус нотариуса в системе государственных органов, но неизменным остается авторитет нотариуса в жизни общества.

Следует отметить, что главной ролью нотариуса в обществе является его функция гаранта частной собственности граждан. Советский период явно показал тесную связь нотариата с частной собственностью, развитием гражданского оборота, по мере становления которого возрастала потребность в нотариальных услугах, поступательно расширялась компетенция нотариальных органов. Сегодня деятельность нотариата направлена на обеспечение развития гражданских правоотношений, служит гарантом института собственности, стабильности в сфере гражданского оборота. Однако и современный нотариат не стоит на месте, а поступательно реформируется. Очевидно, что эффективное осуществление возложенных на нотариат функций зависит от того, насколько он развит в государстве, и какое значение государство придает регулированию отношений в этой сфере деятельности. Не подлежит сомнению также то, что первостепенное значение в данном вопросе играет должное правовое регулирование деятельности нотариата, его соответствие требованиям времени, на определенных этапах развития государства и общества.

Если довериться толковому словарю Ожегова, наследие – это явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное от прежних поколений, от предшественников. Существование нынешнего нотариата – не что иное, как наследство, полученное от предыдущих поколений нотариусов, осуществлявших свою деятельность на территории нынешней Республики Беларусь, которые методом "проб и ошибок", личным опытом создавали ту историю, которая служит нашему поколению примером. В настоящее время нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность на территории Республики Беларусь, открывают новый этап в истории нотариата и являются учителями и примерами для следующего поколения. 


версия для печати