Гриво С.Т. статья "Требования к лицам, осуществляющим нотариальную деятельность"

Гриво С.Т. статья "Требования к лицам, осуществляющим нотариальную деятельность. История и современность"

Автор: нотариус Гродненского нотариального округа Гриво Светлана Тагировна.


В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. №305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате) нотариат в Республике Беларусь включает нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Очевидно, что сегодня нотариат неоднороден, помимо собственно нотариусов, нотариальные действия от имени государства уполномочены совершать другие, указанные в Законе о нотариате, должностные лица. Но сегодня речь пойдет о лицах, чья профессиональная деятельность связана исключительно с совершением нотариальных действий – о нас, о нотариусах и о тех, кто работал до нас, шаг за шагом зарабатывая уважение и доверие простых людей и государства, для себя и для своих преемников, коими являемся мы - современные нотариусы.

Так кто же мы? Где наши истоки? Какие требования предъявляло к нотариусам государство в разные промежутки времени? 

Сегодня в соответствии со статьей 10 Закона о нотариате нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший в случаях, установленных Законом о нотариате, профессиональную стажировку в качестве стажера, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности (свидетельство), отвечающий иным требованиям законодательства.

Законом о нотариате определены ограничения, связанные со статусом нотариуса. Так нотариус не вправе:

  • совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга (супруги), его (ее) и своих родственников (родителей, усыновителей (удочерителей), детей, в том числе усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, деда, бабки, внуков);
  • совершать нотариальные действия также на имя и от имени нотариусов и работников соответствующих нотариальной конторы, нотариального бюро;
  • заниматься предпринимательской и любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме нотариальной, за исключением случаев, установленных Законом о нотариате, иными законодательными актами;
  • осуществлять нотариальную деятельность без заключения договора страхования гражданской ответственности нотариуса;
  • приступать к осуществлению нотариальной деятельности до принесения присяги;
  • совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для него имущественный или иной личный интерес.

 Нотариус вправе заниматься педагогической (в части реализации содержания общеобразовательных программ), научной, культурной, творческой деятельностью и медицинской практикой, занятие которыми не должно препятствовать исполнению им обязанностей нотариуса, совмещать свою нотариальную деятельность с исполнением обязанностей на выборных должностях в органах Белорусской нотариальной палаты, соответствующей территориальной нотариальной палаты, а также в порядке, предусмотренном законодательством, выступать примирителем в примирительной процедуре, медиатором в медиации или третейским судьей при рассмотрении дел третейскими судами. 

На протяжении тысячелетий наших коллег называли по-разному: например, в Древнем Риме - писцами (skribae- из тех, кто состоял на государственной службе, exceptores – из числа свободных людей, домашние секретари на службе у богатых особ, и лица, давшие название нашей профессии – «notarii», по сути своей рабы). В это же время осуществляли свою деятельность табеллионы, которые,  не состоя на государственной службе, занимались в виде судебного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг под контролем и воздействием государственной власти за установленное законом вознаграждение. Считается, и с этим трудно спорить, что именно табеллионов следует считать предтечей современного нотариата. 

Время возникновения этого учреждения, за недостатком исторических данных, определить невозможно. Табеллионом мог быть всякий, обладавший знанием права. Ульпиан, говоря о табеллионах, ставил их наряду с юрисконсультами и адвокатами. Табеллионы в каждом городе составляли корпорацию, представитель которой назывался «primicerius». Они имели в публичных местах особые конторы (stations), где и совершали различные юридические акты; только в редких случаях закон разрешал табеллионам совершать документы на дому. Из новеллы Льва 889 г. видно, что в IX в. избрание табеллионов зависело от членов корпорации, а утверждение в должности – от префекта города. Избранный в члены корпорации новый табеллион, одетый в особое платье, был вводим к префекту, который вручал золотой перстень с печатью. Затем, сопровождаемый членами корпорации, он отправлялся в церковь, где после присяги на него одевалась белая фелонь. Таков был обряд посвящения в табеллионы. Надзор за табеллионами в столицах принадлежал особому чиновнику, а в провинции – дефензору. Закон под страхом уголовного наказания запрещал табеллионам совершение противозаконных юридических сделок. [6, с.5]

Обязанностью табеллиона было не только удостоверение документа, но и придание ему значение акта публичного путем внесения его в судебный протокол (gestа). В этом случае любой спор о подлинности документа был невозможен, а в случае его утраты он мог быть восстановлен в копии с протокола, хранящегося в архиве. 

На определенном этапе развития христианской церкви при патриархатах и епископатах формируются канцелярии. Их служебный персонал называют «notarii», а представителя – «primicerius notariorum». Как отмечает Фемелиди А.М., из учреждения, предназначенного служить исключительно нуждам и потребностям церковного управления, нотариат возводится на степень должности, получающей авторизацию от верховной власти церкви, еще в VIII в., тогда как светский нотариат устанавливается в качестве должности, авторизируемой верховной властью, лишь в XI в.  В эпоху первых вселенских соборов церковный нотариат является учреждением с корпоративным устройством, вполне организованным, с иерархическим расчленением и ясно очерченными формами деятельности. Положение нотариусов в церковной иерархии было очень высокое; из среды их избирались не только епископы, но и папы (например Лев, нотариус Латеранской церкви). Нотариусами могли быть только лица образованные, отличавшиеся особыми нравственными качествами и знакомые со стенографическим искусством (strenui in notis). Первоначально в обязанность нотариусов входило не только совершение документов, но и их хранение. [6, с. 14]

Создание прототипа общеевропейского нотариата связывают с именем императора Карла Великого. В это время, когда еще существуют римские табеллионы, чья деятельность была обусловлена лишь знанием закона и формы документа,  нотариусы каролингского периода – «notarii electi» получали назначение от императорских комиссаров именем верховной власти, их деятельность была регламентирована.

Примерно в XII в. «табеллионы» окончательно уступают место «нотариусам».

Наиболее близким современному европейскому нотариату считается нотариат средневековой Италии. В XIII-XIV вв. некоторые независимые итальянские города получили право, помимо императора и папы, сами назначать нотариусов. В XV в. право назначения нотариусов переходит к самой нотариальной корпорации. Обширный материал для его изучения содержится в статутах городов Болоньи, Равенны, Рима и др., куда вошло все, что существовало в нотариальной практике в виде обычаев, что переходило как традиция, совершенствуясь и пополняясь, в среде нотариальной корпорации от поколения к поколению.

По определению городских статутов лица, желающие вступить в должность нотариуса, должны были удовлетворять следующим условиям:

  1. Должны быть свободными гражданами. Нотариусом не мог быть раб или кабальный. По статутам Вероны не могли быть нотариусами и судьями лица духовного звания.
  2. Должны достигнуть законного совершеннолетия – по римским статутам – 20-и летнего возраста, по болонским – 18-и летнего.
  3. Должны быть безупречного поведения; например, по римским и веронским статутам прежде чем допустить кандидата к экзамену, требовалось строжайшее исследование его жизни и поведения.
  4. Должны быть юридически образованными людьми и практически знающими нотариальное дело. Кандидаты в нотариусы подвергались специальному испытанию в особой комиссии. Кроме того, кандидат должен был представить удостоверение от одного из городских нотариусов, что занимался под его руководством нотариальной практикой известное количество лет.  Выдержавший испытание получал диплом на звание нотариуса.
  5. Должны быть приняты корпорацией. Не принятые не имели права заниматься практикой, даже если бы и получили диплом на звание нотариуса.

Нужно отметить, что нотариальная корпорация не была замкнутой коллегией с определенным, ограниченным числом членов; в неё вступал каждый, получивший авторизацию и удовлетворявший указанным требованиям, предварительно внесший в корпоративную кассу известную сумму и присягнувший в том, что будет строго соблюдать обязанности, налагаемые уставом корпорации и защищать её интересы. [6, с. 24]

Беларусь в пору феодализма также не осталась вне процесса формирования нотариата на территории Европы, и  можно с уверенностью сказать, что оказала определенное влияние на формирование законодательства таких государств, как Польша и Россия. Речь, конечно же, идет о Статутах Великого княжества Литовского.

Но что было до них? Как известно, Кревским договором 1385 года, по которому литовский князь Ягайло признавался Польским королем, предусматривалось, что сам Ягайло вместе со всем народом Великого княжества Литовского примет католическую веру. Это условие было выполнено в 1387 году, и для нас оно интересно постольку, поскольку одновременно создавалась и материально обеспечивалась дееспособная церковная организация, одной из функций которой, как уже было упомянуто выше, являлось совершение нотариальных действий. Так же следует отметить немалую роль, которую играло православное духовенство, влияние которого особенно выделялось на восточных (в том числе собственно белорусских) землях Литовского княжества.

Нельзя не упомянуть в связи с этим нашего великого земляка, Николая Гусовского (1470-1533) — создателя белорусского эпоса "Песня о зубре", который, будучи католическим священником, некоторое время исполнял должность публичного нотариуса апостольской канцелярии для Великого княжества Литовского.

В XIV-XV вв. получило распространение предоставление городам Великого княжества Литовского магдебургского права. В пору ранних магдебургий особо важное значение заняли городские наместники – войты, которые, как прочие наместники страны, исполняли как административные, так и судейские функции. С ростом городов и упрочением их магдебургий власть войтов стала ограничиваться городским выборным правлением (магистратом), которое вскоре забрало себе административную работу, а решение гражданских дел – связанный с ним суд бурмистров-советников.

Представляется, что в это время должностные лица, выполнявшие в таких городах нотариальные действия (в широком понимании), входили в состав магистрата и суда.

В это же время в Великом Княжестве Литовском во многом под влиянием Польши, в состав которой фактически вошло княжество, происходит формирование государственных органов, в том числе канцелярии. В канцелярии великого князя уже в начале XV в. обязанности секретарей и писцов сформировались в особые должности, в ведении которых пребывали рядовые переписчики (писари, дьяки). Местные администраторы также располагали своими писцами. Большинство писцов не были урядниками (врадниками), однако составляли окружение урядников (врадников), от их способностей зависело исполнение должностей. Вошло в обиход ведение деловых книг и устройство архивов. Писцы и переписчики стали накопителями и распространителями разнообразной информации, экспертами по письменным документам, устанавливающими их характер и аутентичность (типовую принадлежность, подлинность печати). Тут и таились корни должностного делопроизводства. [3]

Но вернемся к Статутам. В первой трети XVI века феодальное право стало той отраслью, где Великое княжество Литовское по своим достижениям совершенно сравнялось с другими странами восточной части Центральной Европы. [3]

Согласно Статуту 1588 года, в конце XVI века право составлять документы, сравнимые по юридическому значению с сегодняшними нотариальными документами, было возложено на земские суды, в состав которого обязательно входили судья, подсудок, писарь. Все сделки с недвижимостью подлежали регистрации в Земских книгах. Например, писарь мог выдавать выписки из земской книги, но скрепленные подписью судьи или подсудка. Завещания составлялись в присутствии всего состава суда (Урада) или хотя бы одного урядника (врадника), а сведения о таком завещании обязательно вносились в Земскую книгу.

Можно сказать, что зарождение нотариата в Великом княжестве Литовском происходило прежде всего в рамках судебной системы и было связано с увеличением заключаемых сделок, необходимостью их письменного оформления в судебных книгах, а также их правовой регламентацией прежде всего Статутами ВКЛ 1566, 1588 гг. [4, с. 15] 

Статут ВКЛ 1588 г. содержит порядок назначения на должность судьи – урядника (врадника) земского суда, подсудка, писаря. Любое из этих должностных лиц назначались великим князем литовским из числа четырех избранных на съезде шляхтичей, «людзей добрых, набожных, дабрадзейных, годных, ведаючых права, умеючых пiсаць, ураджэнцаỳ гэтага панства Вялiкага княства i гэтага павета, не новых пасяленцаỳ. …на тыя урады, яу на судзейства, на падсудкоỳства i на пiсарства, не павiнны быць выбiраемы духоỳныя асобы, анi кашталяны, маршалкi i старасты судовыя…» [8, с.60] После чего вновь избранное лицо приводилось к присяге.

Статут действовал на территории ВКЛ и после присоединения Беларуси к России на территории Витебской и Могилевской губерний до 1831 г., а на территории Гродненской, Виленской и Минской губерний – до 1840 г.

Законом от 14 апреля 1866 г. в Российской империи введено в действие Положение о нотариальной части (Далее- Нотариальное Положение 1866 г.). Для Минской, Витебской, Могилевской, Гродненской, Виленской губерний этот документ вступил в силу лишь в ноябре 1883 г.  [5, с.102] В основу Российского Положения легли три нотариальных законодательства: австрийское, баварское и французское.

Как отмечает А.М. Фемелиди, новизна дела и отсутствие какого бы то ни было эмпирического материала о деятельности нотариусов в России усложняли законодательную работу по организации русского нотариата. Материала о деятельности дореформенных нотариусов – черпать было не откуда, потому что нотариусов в таком виде как они созданы Нотариальным Положением 1866 г. – не существовало; поэтому приходилось перекраивать чужеземные образцы согласно требованиям русской жизни и её экономическим условиям [6, с. 24]

Нотариальное Положение 1866 г. определяло требования для занятия должности нотариуса. Это должны быть лица:

  • состоящие в русском подданстве,
  • достигшие законного совершеннолетия,
  • неопороченные судом и общественным приговором,
  • не находящиеся на государственной и общественной службе.

Наличие высшего образования, и, в частности, юридического образования, для занятия нотариальной практикой не было необходимым условием, поэтому на должность нотариуса претендовали лица различных специальностей и сословий.

Должность нотариуса предоставлялась желающему лишь после испытания его председателем окружного суда, старшим нотариусом и прокурором в умении правильно излагать акты, в знании форм нотариального делопроизводства и необходимых для выполнения этой должности законов. [6, с. 80-81]

До начала деятельности нотариусы должны были внести в окружной суд залог.

Было издано несколько секретных циркуляров Министерства юстиции, касающихся ограничений для занятия должности нотариуса. Так согласно предписанию министра юстиции от 6 июня 1887 г. нотариусами не могли быть евреи, а в соответствии с циркуляром 1885 г. нотариусами в Гродненской, Виленской, Могилевской, Минской, и некоторых других западных губерниях не могли быть лица «польского происхождения».

Для вступления в должность нотариус должен был принести присягу в публичном заседании окружного суда. 

Порубежным событием для белорусского нотариата стала Октябрьская революция 1917 г. Одним из первых декретов Советской власти, опубликованных 24 ноября 1917 года, упразднены «буржуазно-помещичьи» судебные органы. Однако вскоре, после издания Декрета ВЦИК от 07.03.1918 №2 «О суде», на территории молодого государства нотариусы возобновили работу. Уже 20 октября 1918 г. при отделе юстиции Лепельского уездного Совета было создано нотариальное отделение. В сентябре 1921 г. при отделе юстиции Витебского губисполкома был образован нотариальный стол. Суть Декрета состояла в возрождении не только суда, но и юстиции как таковой в целом. [7]

В период Гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами гражданский оборот в стране был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе Государственных органов. Возникла тенденция к ликвидации нотариата. Обязательные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным делам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.

А потом история белорусского нотариата на некоторое время раздваивается.

История развития нотариата на территории советской Белоруссии в довоенный период достаточно хорошо изучена, с середины 20 гг. достаточно динамично начинает развиваться государственный нотариат. В это время для занятия должности нотариуса требовалось иметь двухлетний стаж работы в советской юстиции, пройти испытание в комиссии, назначенной Народным комиссариатом юстиции. Нотариусами не могли быть лица, опороченные по суду, или исключенные из общественных организаций за порочащие поступки и поведение, не имеющие права избираться в местные советы, замеченные в нелояльном отношении к советской власти или причастности к антисоветским партиям. Нотариусам было запрещено работать в государственных, общественных или частных организациях или быть участниками торгово-промышленных предприятий.

В силу известных причин автора как нотариуса Гродненского нотариального округа в большей степени интересует этот же период на наших западных территориях, изучению которого у нас внимание не уделялось. Исключение составляют исследования, проведенные Ангельским В.М., поэтому и обратимся к ним.

18 марта 1921 г. подписан Рижский мирный договор. Территория Западной Беларуси  стала частью Польши, и на этих землях продолжает действовать Нотариальное Положение 1866 г, вплоть до 1934 года, когда вступило в силу распоряжение Президента Республики Польша «Право о нотариате» от 1 октября 1934 г.

Распоряжение «Право о нотариате» выделило категорию нотариусов как представителей отдельной юридической профессии,  к которым предъявляются высокие требования. С момента вступления в силу указанного правового акта только лицо с высшим юридическим образованием могло стать нотариусом. В соответствии с распоряжением нотариусы – это публичные служащие, которые предназначены для создания актов и документов, которым стороны желают или должны придать публичную силу, а также для выполнения других действий, определенных законом. Нотариусом мог быть польский гражданин, которому было не меньше 30 лет, который не имел ограничений в гражданских правах, владел неподкупным характером, умел писать и разговаривать по-польски, окончил университет по юридической специальности, прошел нотариальную стажировку, и сдал нотариальный экзамен.

Нотариусы не были государственными служащими, что позволило им создать органы нотариального самоуправления. На белорусских землях нотариусы впервые получили такое право. Нотариусы западнобелорусских земель в составе польского государства были членами Виленской нотариальной палаты с центром в Вильно. [2, с.102]

Великая Отечественная война приостановила строительство нотариата в Беларуси, но уже в конце 1943 года этот процесс возобновился, и на освобожденных территориях начали организовываться нотариальные конторы на основе советского права.  

Нельзя не упомянуть, что согласно сведениям, которые были получены автором в 2008 году в ведомственном нотариальном архиве Гродненской области, в Гродненской области старейшей из действующих нотариальных контор является Гродненская городская нотариальная контора, ранее называвшаяся Гродненской государственной нотариальной конторой, а затем - первой Гродненской государственной нотариальной конторой.

Гродненская государственная нотариальная контора была организована в  соответствии с Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 1 октября 1944 года за №502. Старшим нотариусом Гродненской государственной нотариальной конторы была назначена Грачева Нина Ивановна (приказ от 23 октября 1944 года). Почти тогда же в декабре 1944 года приступила к работе нотариус Щучинского района Соколова Татьяна Павловна (16 декабря 1944 г.). В 1945 году образована нотариальная контора Лидского района, нотариусами этой конторы были назначены Фомичева Устинья Ананьевна и Жукова (Газарян) Нелли Александровна. Почти одновременно к работе приступила нотариус государственной нотариальной конторы Волковысского района Струкачева Нина Федоровна.

Положение о государственном нотариате Белорусский ССР от 4 декабря 1929 г. сменило Положение о государственном нотариате Белорусской ССР от 7 июня 1950 г, в соответствии с которым нотариусами могли быть лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование. В отдельных случаях в нотариусы принимали лиц, не имеющих юридического образования, но проработавших не менее трех лет в органах юстиции. При приеме на должность вновь назначенные нотариусы проходили стажировку и сдавали обязательное испытание. [1, с. 35]

Позднее, в 1956 и 1967 гг. были изданы очередные Положения о государственном нотариате Белорусской ССР, в которых требования, предъявляемые к нотариусу, фактически не менялись.

Важнейшим событием для нотариата Беларуси явилось принятие Верховным Советом БССР 30 апреля 1974 г. Закона БССР «О государственном нотариате БССР», который действовал до 2000 года. Законом определялось, что на должности государственных нотариусов назначаются граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование. В отдельных случаях на должности государственных нотариусов могут назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что они не менее трех лет работали по специальности юриста. Государственные нотариусы не могут состоять на службе в других учреждениях, организациях и на предприятиях. Исключения могут быть сделаны для государственных нотариусов, занимающихся преподавательской или научной работой. 

В действовавших ранее Положениях о государственном нотариате БССР в отличие от Закона о государственном нотариате БССР содержались требования о прохождении претендентом на должность государственного нотариуса стажировки.

Как отмечает Ангельский В.М. после принятия Закона о государственном нотариате повысился процент государственных нотариусов которые имели высшее юридическое образование, увеличилось количество «сложных» нотариальных действий, повысился авторитет государственного нотариуса, выросло доверие в нему со стороны населения.

Знаковым событием для белорусского нотариата является  Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года № 1986-XII "Об организации в Республике Беларусь частной нотариальной практики", в соответствии с которым  в порядке эксперимента организовывалась частная нотариальная практика. Сначала в городе Минске на период с 1 февраля 1993 года по 1 февраля 1994 года, а затем этот эксперимент был распространен  на всю территорию Республики Беларусь на срок  по день введения в действие Закона Республики Беларусь «О нотариате».

Положением Министерства юстиции Республики Беларусь от 25 января 1994 г. "Положение о порядке выдачи лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью и проведения эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь устанавливалось, что лицензия  на  право  занятия  частной нотариальной деятельностью  может  быть   выдана  гражданину  Республики Беларусь,  постоянно проживающему  в том  городе, в котором проводится  эксперимент частной  нотариальной деятельности, имеющему  высшее юридическое  образование и  опыт работы  в качестве нотариуса не менее одного года  и прошедшему собеседование на предмет знания нотариальной деятельности в Комиссии  по  вопросам  выдачи  лицензий  на  право занятия частной  нотариальной  деятельностью  Министерства  юстиции Республики Беларусь (с 1997 г.  собеседование было заменено на сдачу   квалификационного  экзамена  соответствующей комиссии). Лицензия не могла быть выдана гражданину:

  • признанному в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • ранее судимому за умышленное преступление;
  • уволенному из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам.

Лица, претендующие  на получение лицензии на право  занятия частной нотариальной деятельностью,  со дня подачи заявления о  допуске к квалификационному  экзамену до дня  получения соответствующей  лицензии  не  могли занимать  должности,  время работы на которых засчитывается в стаж службы в государственном аппарате. Вводилось требование обязательного страхования нотариусом  своей   деятельности  на  случай  возмещения причиненного им вреда гражданам или юридическим лицам.

Дальнейшее реформирование нотариата происходило уже в нашем веке, в частности 2 февраля 2000 г. издан Указ Президента Республики Беларусь №38 «Об утверждении Положения о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь»  (далее – Указ №38). В соответствии с п. 3 Указа №38 на должность государственного нотариуса мог быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства.

Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые, после трехлетнего перерыва в работе, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий в качестве нотариуса, и в иных случаях, предусмотренных законодательством, допускалось при соблюдении следующих дополнительных условий:

прохождения стажировки в качестве стажера нотариуса сроком до одного года (при назначении на должность после соответствующего перерыва в работе – до 6 месяцев);

сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, образованной Министерством юстиции.

Лицо, впервые приступающее к работе государственного нотариуса, приносило в торжественной обстановке присягу. Государственный нотариус подписывается под текстом присяги. Текст присяги хранился в его личном деле. 

В феврале 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 года "О нотариате и нотариальной деятельности", принятие которого все нотариальное сообщество ждало с нетерпением. За прошедшее десятилетие он также претерпел множество изменений, на наш взгляд, самые значимые из которых внесены Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 года, в частности, закрепление реорганизации нотариат, начатой  Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 523).

5 февраля 2005 г. вступило в силу и Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 ноября 2004 г. № 37 "Об утверждении Правил профессиональной этики нотариуса», представляющих собой совокупность норм, определяющих требования, предъявляемые к нотариусу при исполнении им профессиональных обязанностей, в том числе во взаимоотношениях с клиентами, коллегами, представителями государственных органов и иных организаций. Эти правила можно условно назвать Кодексом чести.

Говорят, история развивается циклично, и вот мы снова переживаем этап реформирования. В соответствии с  Указом №523 с 1 января 2014 г. нотариальная деятельность в Республике Беларусь осуществляется на условиях самоуправления и самофинансирования. Мы учимся быть действительно независимыми, но профессионально сплоченными, и также понимаем, какой груз ответственности мы несем, совершая нотариальные действия от имени Республики Беларусь.

Можно выразить уверенность, что эта ответственность за совершаемые нотариальные действия ощущалась нотариусами всегда, ведь не зря, оглянувшись назад почти на две тысячи лет, мы убедились, что в общих чертах требования к лицам, желающим заниматься нотариальной деятельностью, мало изменились по сравнению с сегодняшним днем. Сегодня так же, как и много поколений назад, востребованы надежность и компетентность нотариусов, их умение соответствовать требованиям своего времени, но при этом не изменять традициям.

 

 

Литература

  1. Ангельский В.М. Восстановление органов нотариата Белорусской ССР во второй половине 1940-х годов / Ангельский В.М. // Право. by. – 2012. - №4. – С.33-37
  2. Ангельскiй У.М. Развiцце натарыята на беларусскiх землях у складзе Польшчы (1921-1939) / У.М. Ангельскiй // Веснiк БДУ. Серыя 3, Гiсторыя. Эканомiка. Права. – 2016. - №1.- С. 84-88
  3. Гудавичус Э. История Литвы с древнейших времен до 1956 года. Т. 1. Москва Фонд имени И.Д.Сытина BALTRUS, 2005.- 679 с.
  4. Нотариат и нотариальная деятельность : учеб. пособие / И.Ю. Кирвель. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2015. – 336 с.
  5. Организация нотариального дела на территории Беларуси в 1883-1918 гг. /В.М. Ангельский // Веснiк БДУ. Серыя 3, Гiсторыя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. – 2011. - №2.- С. 102-106
  6. Русский нотариат: История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 года: Пособие к изучению русского нотариального права / А.М. Фемелиди. - Изд. 2-е.- Москва: ЛЕНАРД, URSS, 2015. – 258 с.
  7. Симонов А.А. Нотариату Республики Беларусь – 90 лет //Юрист. 2008. №3. С.64.
  8. Статут Вялiкага княства Лiтоускага 1588 /Пер. на бел. мову А.С.Шагун. - Мн.: Беларусь, 2005.-207 с.: iл.8.
версия для печати