Юстиции 100 лет!

В феврале 2019 года система органов юстиции Республики Беларусь отмечает свое 100-летие. 20 апреля 2019 г. считается такой же датой у органов юстиции Гомельщины.

Из исторических документов также следует, что нотариат Гомельщины начал свое существование уже с 13 февраля 1919 года под названием «нотариального подотдела при Гомельском губисполкоме» и обслуживалось население Гомельского уезда двумя нотариальными подотделами: Гомельским в г. Гомель и Ветковским -  в м. Ветка.»

Следует отметить, в истории Беларуси было немало периодов, когда та или иная часть ее этнической территории, в силу разных политических и военных обстоятельств, определенное время входила в состав других государств.  В разные исторические периоды территория Беларуси находилась в  составе различных государственных образований - Великого княжества Литовского (XIV - конец XVIII в., с 1569г. Великое княжество входило в состав Речи Посполитой), Российской империи (конец XVIII в. - 1917г.), Белорусской Народной Республики (БНР, 1918г.), Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбел, 1919г.), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР - восточная часть Беларуси), Польши (западная часть Беларуси в 1920-1930гг. Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР, 1919-1991гг.), с 1922 по 1991гг. входила  в Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Поэтому этапы развития органов юстиции Гомельщины неразрывно связаны с социально - экономическими изменениями, которые происходили на этой территории.

После Октябрьской революции Гомельский уезд входил в состав Могилевской губернии, возникшей еще в 1773 году. Город Гомель, географически выгодно расположенный на реке Сож, связанной с Днепром и Припятью, являлся к тому же крупным железнодорожным узлом, находящимся на пересечении Либаво-Роменской и Полесской железных дорог. Сохранившееся от Российской империи административно-территориальное деление, имевшее за собой более чем столетнюю историю, не соответствовало после революции новым политическим и экономическим условиям, хотя первоначальное деление на губернии было сохранено. Старый губернский аппарат управления был сломан и заменен принципиально новым советским аппаратом. Территориальное деление многих губерний подверглось основательной ломке.

До 26 апреля 1919 г. Гомель был центром Гомельского уезда Могилевской губернии, а с 26 апреля являлся центром Гомельского уезда Гомельской губернии в составе РСФСР.

Разумеется, созданная губерния имела мало общего с образованной позднее областью. Тем не менее, город уже тогда юридически впервые приобрел статус губернского центра и это обстоятельство, вероятно, сыграло в последующем немаловажную роль.

20 апреля 1919г. состоялось объединенное заседание Гомельского губкома РКП (б), на котором присутствовали представители Могилевской и Черниговской губерний. На заседании был утвержден временный персональный состав губисполкома, конструкция губернии и план создания отделов как путем перемещения из Могилева, так и реорганизуемых из местных органов города Гомеля. Именно эту дату принято считать датой образования органов юстиции Гомельщины.  Формирование органов власти и управления определило пути становления органов юстиции.

Гомельский губисполком имел следующие отделы: управления, государственного контроля, губвоенком (военный отдел), земельный, коммунального хозяйства, продовольственный (комиссия по продовольствию), финансов, народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, юстиции, труда, милиции, ветеринарный, губернское статистическое бюро, Совет народного хозяйства и чрезвычайная комиссия.

В функции отдела юстиции входило: руководство деятельностью судебных и следственных органов губернии, осуществление контроля за соблюдением законов Советской власти и правильным ведением судопроизводства, разрешение юридических вопросов, возникающих в Президиуме и отделах губисполкома, в уездных исполнительных комитетах и волостных Советах.

В ведении губюста находились уездные бюро юстиции, народные суды, революционные трибуналы, следственные комиссии, коллегии обвинителей и правозащитников, исправительные дома, тюрьмы и исправительные трудовые колонии.

В структуру отдела юстиции вошли следующие подотделы (на праве отделов): общий, административно-хозяйственный, судебно-следственный и карательный.

В функции облюста входили: контроль за соблюдением народными судами сроков рассмотрения судебных дел, жалоб и заявлений граждан, обращения к исполнению приговоров, решений и определений, направления в вышестоящий суд жалоб и протестов приговоров, решения определения; порядка подготовки дел к слушанию, установленного законом порядка привлечения народных заседателей к исполнению обязанностей судей; порядка учета и хранения судебных дел; проверка путем ревизии правильности применения народными судами законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел; производство ревизий судебных исполнителей, общее руководство деятельностью адвокатуры и юридических консультаций; организация нотариальных контор и руководство их деятельностью; учет кадров; организация и ведение судебной статистики; контроль за правильным расходованием денежных средств подведомственными учреждениями, а также кодификация законодательных актов СССР и БССР.

В хранящихся документах по состоянию на 10 марта 1950г. численность управления составляла 19 единиц и в Гомельской области было 9 нотариальных контор со штатной численностью 15 человек.

В связи с утверждением новой структуры управления юстиции по состоянию на 1 марта 1954г. в штат входило 27 штатных единиц, из них два ревизора по адвокатуре и нотариату.

В этот период руководство   нотариальными конторами Министерство юстиции БССР осуществляло как непосредственно, так и через управления Министерства юстиции при областных Советах депутатов трудящихся.

В Гомельской области уже числилось 17 нотариальных контор со штатной численностью 24 человека.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956г. №1048 и постановлением Совета Министров БССР от 7 сентября 1956г. №541 «О мероприятиях по проведению в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1956г. «О расширении прав краевых, областных судов и упразднении управлений Министерств юстиции союзных республик при краевых, областных Советах депутатов трудящихся» управления Министерства юстиции БССР при областных Советах депутатов трудящихся были ликвидированы, а функции управлений и руководство народными судами и нотариальными конторами области были переданы областным судам, за исключением функций руководства деятельностью адвокатуры и юридической консультации. В этой связи функции судебного управления наряду с Министерством юстиции стали выполнять и областные суды. Управление Министерства юстиции БССР при Гомельском областном Совете депутатов трудящихся было упразднено и его функции переданы Гомельскому областному суду.

Органы юстиции в областях возобновили свою деятельность спустя 15 лет (период: с 10 октября 1956г. по 28 января 1971г.).

Конечно, с течением времени система органов юстиции Гомельщины неоднократно претерпевала изменения: менялись структура, задачи.  Но всегда Главное управление юстиции обеспечивало реализацию государственной политики в сферах юстиции, в том числе руководство нотариатом.

В систему органов юстиции до 1 января 2014 года входило 35 государственных нотариальных контор, 3 нотариальных бюро, ведомственный нотариальный архив.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь 27 декабря 2013 года № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» произошла реформа организации нотариальной деятельности, которая сближает нотариат с латинским типом нотариата.

Основная суть института нотариата латинского типа как своеобразного компромисса между государством и обществом заключается в том, что он позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них же самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, нотариат латинского типа позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции.

Нотариат в Республике Беларусь включает нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов (далее - уполномоченные должностные лица), дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Хотелось бы отметить, что в системе органов юстиции нотариату отведено очень важное место. В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Законодательство, регулирующее деятельность нотариата, представляет собой совокупность законов и иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы. Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату, деятельность которого имеет предупредительный характер. В случае спора в суде нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своих прав, так как содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официально подтвержденные нотариальным органом, являются бесспорными и достоверными.

С 01.01.2014 года в Гомельской области образован Гомельский нотариальный округ, в состав которого входит 127 нотариусов, осуществляющих свою деятельность в 35 нотариальных конторах, и 3 нотариальных бюро, действует нотариальный архив. Ежегодно современными нотариусами осуществляется около 200 тысяч нотариальных действий.

Конечно, изменилось время, изменились сложность и качество совершаемых действий. Подготовка проектов нотариальных документов требует высокой теоретической подготовки, умения анализировать правовые нормы и правильно применять их в нотариальной практике. И уже не пугают нотариусов такие действие как Брачный договор, договор о суррогатном материнстве, они могут составить проект любого документа. Сейчас решается вопрос о передаче нотариусам проставления апостиля на документах, предназначенных для использования за границей.

С развитием информационных технологий, в том числе глобальной сети Интернет, появлением большого количества сайтов, интернет-страниц, актуальность приобрела фиксация сведений, размещенных в сети Интернет, которые в последующем могут быть использованы в качестве доказательств в суде.

Появились новые нотариальные действия, такие как представление электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В свете проникновения IT-технологий во все сферы общественной жизни граждане отказываются от традиционных бумажных документов в пользу электронных аналогов и могут представить документы для госрегистрации субъекта хозяйствования в электронном виде посредством веб-портала ЕГР, обратившись за совершением этого нотариального действия к нотариусу.

На рассмотрении вопрос о совершении исполнительных надписей в электронном виде.

Нотариусы работают с использованием IT-технологий, с 1 января 2017 года создана единая информационная система, в которую вносятся сведения о совершении нотариальных действий, об открытии наследственных дел, иные сведения. Создаются базы данных завещаний, доверенностей, наследственных дел.

Если оглянуться назад в историю, то в общем отчете о работе нотариата за время с 1 января по 1 апреля 1923 года   можно прочесть следующее: «…насколько можно судить по отчетам нотариальных контор, по заявлениям работников с мест и по отсутствию жалоб на медлительность, нотариальные конторы в достаточной мере обслуживают интересы населения в 3-хдневный срок для совершения нотариальных действий… Личный состав нотариальных контор, как в деловом, так и в нравственном отношении достаточно выдержан.»  И это доказывает, что как и раньше, так и теперь все усилия нотариального сообщества направлены на обеспечение выполнения главной задачи нотариата – доступности и качества оказываемых нотариальных услуг, а   нотариусы – квалифицированные и опытные специалисты.


Возврат к записям автора

Возврат к списку

версия для печати