Вопросы совершения исполнительных надписей

Вопросы совершения исполнительных надписей

1. Временной промежуток между направлением письменного предупреждения и обращением за совершением исполнительной надписи по п.25 Перечня

Должен ли иметь место промежуток времени между обозначенной на представляемых документах датой извещения должника и датой предоставления документов нотариусу для совершения исполнительной надписи?

Ответ:

Из формулировки абзаца пятого части второй пункта 25 Перечня можно сделать вывод о том, что срок на добровольное погашение задолженности должен быть предоставлен.

Полагаем, что для определения срока на добровольное погашение задолженности после получения должником письменного предупреждения, оформленного в виде отдельного документа, необходимо руководствоваться частью второй пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня поступления письменного требования кредитора о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из акта законодательства, условий обязательства или существа обязательства.

В случае включения письменного предупреждения о необходимости уплаты денежных средств и намерении обратиться за совершением исполнительной надписи в текст претензии, необходимо руководствоваться сроками, установленными для ответа на претензию законодательством либо договорам.


2. Если взыскатель иностранная компания, можно ли указать в исполнительной надписи счет ее представительства?

Взыскатель – российская компания, имеет представительство в Минске. Возможно ли принять заявление и копии всех документов, заверенных главой представительства, если такие полномочия будут оговорены в его доверенности, а также перевод взыскиваемых средств на счет представительства?

Ответ:

Каждое юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью, которая реализуется посредством исполнения работниками этого юридического лица своих должностных обязанностей. Должностные обязанности, как правило, закрепляются в локальных правовых актах, которые издаются руководящими органами юридического лица. При отсутствии ограничений в локальных правовых актах полномочие подписывать документы может быть передано руководителю представительства.

Вопрос, на какой из счетов взыскателя подлежат перечислению взысканные денежные средства, на наш взгляд, выходит за рамки процедуры совершения исполнительной надписи нотариусом. В исполнительной надписи нотариус указывает тот счет взыскателя, который взыскатель указывает в заявлении о совершении исполнительной надписи.


3. Должно ли быть указано на документах, предоставляемых для совершения исполнительной надписи в соответствии с пунктом 25 Перечня наименование должности подписавшего документ лица?

Необходимо ли указание должности на акте приемки выполненных работ (есть подпись и печать), если на акте сверки уже есть все реквизиты подписавшего лица?

Ответ:

Для совершения нотариальных действий, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 58 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» не принимаются документы, выполненные с нарушением правил делопроизводства. В данных документах такое нарушение есть.

Пунктом 18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция №4) установлено, что для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:

наименование организации и (или) структурного подразделения - автора;

дата;

регистрационный индекс;

подпись.

Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.

Согласно пункту 57 Инструкции №4 реквизит "Подпись" располагается после текста и отметки о наличии приложения и состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, собственноручной подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия). Инициалы печатаются перед фамилией без пробелов на уровне последней строки наименования должности.


4. Кем должен быть подписан акт сверки?

Кем должен быть подписан акт сверки (только руководителями, только бухгалтером или руководителем и бухгалтером)?

Ответ:

Единая форма акта сверки расчетов законодательством Республики Беларусь не предусмотрена, однако, пунктом 25 перечня документов, по которым взыскание производиться в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737, установлено, что акт сверки расчетов должен быть подписан взыскателем и должником и скреплен печатями (при их наличии).

Можно по аналогии распространить форму акта сверки расчетов между арендаторами (лизингополучателями) и арендодателями (лизингодателями) по сельскохозяйственной технике, полученной в долгосрочную аренду (финансовую аренду (лизинг)) в период с 1 января 1996 г. по 31 декабря 2004 г. (приложение 1 к постановлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 30.08.2006 № 56), в которой предусмотрено проставление подписей руководителем и главным бухгалтером каждой из сторон, на все акты сверки, однако каждое юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью, которая реализуется посредством исполнения работниками этого юридического лица своих должностных обязанностей. Должностные обязанности, как правило, закрепляются в локальных правовых актах, которые издаются руководящими органами юридического лица. При отсутствии законодательных ограничений в локальных правовых актах полномочие подписывать акты сверки может предоставлено любому работнику.


5. Какие договоры содержат существенные условия кредитного договора?

Какие договоры относятся к договорам, содержащим существенные условия кредитного договора (относятся ли к ним займы, в том числе оформленные векселем или облигации, договоры факторинга)?

Ответ:

Указанные договоры не относятся к договорам, содержащим существенные условия кредитного договора, ввиду того, что существенным условием любого договора является его предмет, а предметы кредитного договора и договоров займа и факторинга не совпадают, так как именно по предмету производиться разделение договоров на виды.

Кроме того, в соответствии с частью одиннадцатой статьи статья 10 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений, так (по аналогии права) в данном случае необходимо руководствоваться не делением договоров на виды установленным Гражданским кодексом Республики Беларусь, а делением, установленным Банковским кодексом Республики Беларусь, так как именно этот документ является основным актом законодательства, регулирующим правоотношения возникающие на основании кредитного договора. В Главе 18 БК перечислены только собственно кредитный договор, межбанковский кредитный договор и кредитная линия. Для них же в статье 140 БК перечислены существенные условия:

о сумме кредита с указанием валюты кредита (для кредитной линии - о максимальном размере (лимите) общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств (кредите) и (или) предельном размере единовременной задолженности кредитополучателя);

о сроке и порядке предоставления и возврата (погашения) кредита;

о размере процентов за пользование кредитом и порядке их уплаты, за исключением случаев предоставления кредита на льготных условиях на основании решений, принятых Президентом Республики Беларусь или в установленном порядке Правительством Республики Беларусь;

о целях, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства (целевое использование кредита), - в случае, предусмотренном частью второй статьи 144 настоящего Кодекса;

об ответственности кредитодателя и кредитополучателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязательств по кредитному договору;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.


Задиран С.В. БЕССПОРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТОРОВ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ НОТАРИУСАМИ: НОВАЦИИ

10 августа 2015 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2015 г. №195 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь», которым внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. №366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности», устанавливающий виды задолженностей, по которым взыскания производятся в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Меры по реализации норм Указа обсудили на состоявшемся 6 августа 2015 года в Минске правовом форуме «Бесспорные требования кредиторов, рассматриваемые нотариусами: новации». В мероприятии приняли участие представители Министерства юстиции, Верховного Суда, Белорусской нотариальной палаты, руководители и специалисты юридических служб ведомств и организаций. Представляем тезисы доклада заместителя Министра юстиции Республики Беларусь Сергея Владимировича ЗАДИРАНА. (ЮСТЫЦЫЯ БЕЛАРУСЬ. №9/2015)

Уважаемые участники правового форума!

Обсуждаемый нами сегодня вопрос весьма актуален, поскольку проблема реализации прав взыскателей по бесспорным требованиям к долж­никам затрагивает самые разные сферы граждан­ского оборота.

Значительное время в нотариальной практике совершение исполнительных надписей было наиме­нее востребованным видом нотариальных действий. Для их совершения к нотариусу обращались, как правило, лишь взыскатели по задолженностям за жилищно-коммунальные услуги.

Ситуация изменилась со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. №366 «О некоторых вопросах но­тариальной деятельности» (далее - Указ №366), который был издан с целью совершенствования порядка удовлетворения бесспорных требований граждан и юридических лиц. Указом №366 был предусмотрен значительный перечень видов задол­женностей, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариуса.

Ранее основная масса таких взысканий осущест­влялась судами в порядке приказного производства.

10 августа 2015 гола вступает в силyУказ Пре­зидента Республики Беларусь от 7 мая 2015 г. №195 «О внесении изменений н дополнений в указы Пре­зидента Республики Беларусь» (далее - Указ№195 - которым внесены изменения в Указ №366. В соответствии с данными изменениями скорректированы отдельные виды взысканий, а перечень взысканий дополнен новыми видами. В частности, нотариусы теперь будут совершать исполнительные надписи о взыскании страховых взносов (страховых выплат) по договорам обязательного страхования в случае отказа их уплаты, задолженности по ним, штрафов, пеней не только со страхователей – физических лип, но и со страхователей – юридических лил.

Определены новые виды взысканий:

задолженности по оплате потребленной электрической энергии, воды, тепловой энергии, газа, образовавшейся при использовании нежилых помещений, зданий, неустойки (штрафа, пени» всвязи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором:

по требованиям юридических лип индивидуальных предпринимателей) задолженности по договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки, возмездного оказания услуг, хранения, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задол­женностью, если ее уплата предусмотрена законода­тельством или договором, признанных должником в письменной форме.

Значимой новацией является расширение при­менения института исполнительной надписи нота­риуса на корпоративном поле. В ряде случаев, где взыскателями были определены физические лица, теперь взыскателями могут быть и индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

Требования о взыскании денежных сумм (за­долженности), предусмотренные Указом №366, не подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции в порядке приказного производства.

Для приведения в соответствие с Указом №195 актов законодательства Правительством принято соответствующее постановление от 28 июля 2015 г. №642 «О внесении изменений и дополнений в не­которые постановления Совета Министров Респу­блики Беларусь».

Названным постановлением предусматривается внесение изменений и дополнений в перечень до­кументов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденный постановлением Совета

Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. №1737 (далее - перечень).

Так, корректируется терминология пунктов 2, 6, 7. 9 и 14 перечня. Перечень дополняется пунктами 24 и 25, определяющими документы, на основании которых совершаются исполнительные надписи по видам взысканий, дополненным Указом №195.

Также внесены корректировки в постановление Беларусь от 27 декабря2013 г. № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов».

В частности, за совершение отдельных видов исполнительных надписей устанавливается новая (дифференцированная) ставка нотариального тарифа в размере 5 процентов от взыскиваемой суммы, но не менее 10 процентов базовой величины и не более 1 000 базовой величины. Подобный подход к определению нотариального тарифа делает саму процедуру обращения к нотариусу

за совершением исполнительной надписи эконо­мически более привлекательной, чем, например, решение вопроса о взыскании средств посредством искового производства.

При подготовке к правовому форуму ряд по-ступивших вопросов касался уплаты нотариального тарифа. Общий подход заключается в том, что при любом обращении к нотариусу за совершением ис­полнительной надписи должен уплачиваться нота­риальный тариф. Расходы по уплате нотариального тарифа, понесенные взыскателем при совершении исполнительной надписи, подлежат взысканию с должника в пользу взыскателя при исполнении, о чем указывается в тексте исполнительной надписи.

Также в соответствие с Указом №195 приведены ведомственные нормативные правовые акты.

Так, 10 июля 2015 года приняты постановления Министерства юстиции Республики Беларусь:

№126 «О внесении дополнений в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий»;

№127 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Респуб­лики Беларусь от 10 декабря 2012 г. №293 «Об становлении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных и исполнительных надписей, протестов векселей и распоряжения о возмещении расходов за счет наследства»;

№128 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 ноября 2014 г. №233 «Об утвержде­нии форм ведомственной отчетности на 2015 год».

Отдельно остановлюсь на некоторых изменениях и дополнениях в постановление №293, касающихся формы исполнительной надписи. Приложение 101 к названному постановлению (форма исполнительной надписи) дополняется нормативными предписаниями, предусматрива­ющими соответствующее уточне­ние, если взыскателем либо должником является индивидуальный предприниматель.

Кроме того, устанавливается нормативное пред­писание, в соответствии с которым предусматри­вается указание в тексте исполнительной надписи реквизитов счета нотариуса (территориальной нота­риальной палаты), на который подлежит зачисле­нию нотариальный тариф за совершенную исполни­тельную надпись, в случаях, когда в соответствии с законодательством его уплата не осуществлялась взыскателем при ее совершении. В соответствии с Указом №366 при обращении за совершением исполнительной надписи без уплаты в соответствии: законодательством нотариального тарифа за со­вершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера обязанность по ихуплате возлагается на должника и взыскивается с него при исполнении, о чем указывается в тексте исполнительной надписи.

Поскольку Указ №"366 (в редакции Указа №>195) предусматривает возможность совершения исполни­тельных надписей о взыскании не только задолженности по договору, пени, штрафа и процентов, но zиных видов платежей, подлежащих взысканию средств, затраченных на оказание медицинской по­мощи потерпевшим, расходов по розыску ответчика, должника, лица, скрывшегося от органа, ведущего уголовный процесс, страховых взносов (страховых премий) по договорам обязательного страхования и другие), внесены изменения в части исключения ограничения в тексте исполнительной надписи возможности указания иных видов подлежащих взысканию платежей.

Хочу обратить внимание на несколько важных для применения института исполнительной надписи нотариуса вещей.

Законодательством не установлен территори­альный принцип обращения за совершением ис­полнительной надписи нотариуса. Таким образом, можно обращаться в любую нотариальную контору или нотариальное бюро. Единственное исключение из этого общего правила составляет исполнитель­ная надпись о взыскании расходов по содержанию детей. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №"18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусматривает совершение нотариусом такой надписи по месту нахождения взыскателя.

Условия совершения исполнительных надписей установлены ст. 95 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Одним из условий является соответствие представлен­ных документов законодательству и подтвержде­ние ими бесспорности задолженности должника перед взыскателем. Данное условие предполагает обязательное соответствие перечню документов, представленных взыскателем нотариусу для совер­шения исполнительной надписи. Таким образом, бесспорность задолженности при совершении ис­полнительной надписи подтверждается наличием документов, из которых вытекает обязанность лица уплатить определенную денежную сумму надле­жащему взыскателю. Ответственность за представ­ленную в документах информацию, в том числе за правильность расчетов задолженности (штрафа, пени), несет взыскатель.

Вместе с тем совершение нотариусом исполни­тельной надписи с соблюдением вышеназванных условий не лишает должника права оспорить предъ­явленную ему к взысканию сумму задолженности в судебном порядке.

Полагаю, что для успешной реализации прав взыскателей на удовлетворение их законных бес­спорных требований к должникам путем совер­шения исполнительных надписей, взыскателям и, в частности, руководителям организаций и их юридических служб необходимо внимательно изучить все вышеназванные законодательные и нормативные правовые акты. При необходимости провести обучающие семинары с непосредственны­ми исполнителями, занимающимися подготовкой документов, необходимых для совершения испол­нительных надписей.

Считаю, что Белорусской нотариальной палате при необходимости следует оказывать взыскателям методическую помощь по данному вопросу.

Надеюсь, что с учетом мер, принятых для ре­ализации положений Указа №"195, а также при соблюдении взыскателями требований законода­тельства не будет предпосылок для возникновения каких-либо проблем в правоприменительной прак­тике в данной сфере правоотношений

версия для печати