Положение о нотариальной части 1863 года
Наиболее полно и основательно статус и деятельность нотариуса были освещены в Положении о нотариальной части от 14 июля 1863 г. (далее – Положение). При разработке законодательного акта, использовалось ни столько предшествующее российское законодательство, сколько законодательство Франции, Австрии, Баварии, тем самым на территорию Беларуси опосредованно были привнесены европейские нотариальные традиции.
Положение о нотариальной части впервые профессии "нотариус" придало статус государственного служащего, с присвоением ему, к сожалению, заурядного 8-го класса по должности и отсутствием возможности иметь право на производство в чины и права получать пенсию. Возможно, именно поэтому у лиц, желающих занять должность нотариуса, не требовалось наличия какого-либо определенного образования. Однако некоторые требования имелись. Они были предусмотрены статьёй 5 Положения, в которой было обозначено, что «нотариусами могут быть только Российские подданные, совершеннолетние (21 год), неопороченные судом или общественным приговором и не занимающие никакой другой должности ни в государственной, ни в общественной службе». Лицо, которое хотело занимать должность нотариуса, предъявляло характеристику с предыдущего места службы - аттестат. Данный документ содержал сведения о моральных качествах претендента. Например, в характеристике Николая Аркадьевича Выходцева, который претендовал на должность нотариуса города Речица, написано: "В период нахождения в полку в офицерском чине всегда отличался прекрасным знанием службы, примерным старанием, точным исполнением возложенных на него обязанностей, безукоризненным поведением, пользовался уважением, как у своего начальства, так и у коллег".
И всё же место нотариуса среди других юридических профессий характеризует не чин, а то значение, которое институт нотариата имеет в гражданском обществе. Немаловажно сказать, что служебные обязанности нотариуса были многочисленны и сложны. Нотариус, в первую очередь, выступал гарантом частной собственности, поэтому в ст. 66 Положения была установлена обязательная нотариальная форма для сделок с недвижимым имуществом. Интересно отметить, что при совершении каждого нотариального действия должны были присутствовать два свидетеля, которые удостоверяли «действительное» совершение нотариального действия, а также они могли удостоверять и «самоличность, удостоверяющих акт». При удостоверении сделок с недвижимым имуществом, требовалось присутствие троих свидетелей. Также нотариус того времени обязан был удостоверить личность сторон, их волю, дееспособность и наличие грамотности. Законодателем были предусмотрены многие нюансы в аспекте совершения нотариальных действий. О стандартах подлинности нотариально удостоверенного документа, говорит то, что предусматривалось внесение оговорок и недопущение подчисток.
Стоит отметить, что за нарушения, даже единичные, нотариусы привлекались к ответственности. Надзор за служебной деятельностью нотариусов должны были осуществлять суды. Ответственность нотариусов за злоупотребления и упущения, в том числе имевшие характер проступков, регулировались «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Например: один из нотариусов города Минска Пётр Николаевич Галиневич обвинялся в преступных действиях, предусмотренных ст.ст. 338, 541, 468 и 1306 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Дело в том, что на протяжении всего 1896 г. он использовал в своей нотариальной конторе неустановленные законом бланки для протестов векселей, в которых выражение «ходить с требованием платежа» заменил на фразу «оповестить о требовании платежа». Пользуясь такой редакцией, избавил себя от обязанности ходить к векселедателям с требованием платежа, а вместо этого посылал им извещения через своего сторожа. Суд квалифицировал совершенные нотариусом действия как превышение власти. Кроме того, он допустил в другой половине мая 1896 г. неправильное ведение нотариальной книги сборов, которое проявилось в том, что в четвёртой графе вместо плательщиков расписывались другие лица, которые не имели на это полномочий и не своей фамилией, а фамилиями своих плательщиков.
Вышесказанное говорит о том, что деятельность нотариусов была строго регламентирована, и ввиду того, что нотариусы достаточно часто подвергались многочисленным проверкам, велась в соответствии со строгим соблюдением законов и форм. Кроме того, Положением был предусмотрен чёткий механизм возмещения вреда, в случае, когда он возник в связи с деятельностью нотариуса, причём не имело значение наличие либо отсутствие вины нотариуса. Согласно статьи 8 Положения, нотариусы обязаны были до начала своей трудовой деятельности представить в окружной суд залог, который служил гарантией того, что принесенный вред будет компенсирован. Залог вносился наличными деньгами или государственными процентными деньгами. Ежегодно сумма залога пополнялась нотариусом. Залог хранился в окружном суде и считался собственностью нотариуса. Взыскание на сумму залога могло быть обращено только по делам, связанным с профессиональной деятельностью нотариуса, поэтому, на время нахождения нотариуса в должности, был недоступен для третьих лиц, и на него не могло быть обращено взыскания за частные долги. Похожий механизм защиты прав граждан, в случае причинения вреда от действий по вине нотариуса, можно наблюдать и в настоящее время.
В свете всего вышесказанного, можно легко понять, почему нарушения нотариусами законодательства были крайне редки. Во-первых, нотариусы несли материальную ответственность своим имуществом, во-вторых, на момент ведения следствия, ввиду подозрений о нарушении законодательства, нотариуса отстраняли от должности на период расследования и рассмотрения дела (возможно, само подозрение в нарушении законодательства могло подорвать доверие клиентов в компетентности нотариуса), в-третьих, наказанием за нарушение законодательства могло быть увольнение от должности или даже тюремный срок.
Едва ли не самой главной проблемой русских нотариусов стала проблема оплаты их труда. За свою работу, как государственных служащих, нотариусы не получали жалование от государства. За каждое нотариальное действие Положением было предусмотрено право взимать плату на свою пользу по добровольному соглашению с клиентом либо по особой таксе, если такое соглашение не было достигнуто. Постановление «Временная такса вознаграждения нотариусов и заступающих на их место» было принято 27 июня 1867 г. С одной стороны – плата по соглашению породила небеспочвенный подрыв доверия к нотариусу со стороны населения и обвинения последнего в злоупотреблениях, с другой стороны – нотариальная такса, названная временною, просуществовала больше полувека и создала совершенно невозможные условия оплаты труда большинства нотариусов. Особенно трудно было нотариусам провинциальной России: нотариусы столичных городов и крупных центров вырабатывали 15 000 номеров реестра в год, а небольших городов – 500-700 номеров. Кроме того, сами нотариусы высказывали предложения по поводу проекта нотариальной таксы. И.А. Алякритский в еженедельном вестнике «Нотариусъ» писал: «Мне всегда представлялось ненормальным и неправильным упущение в существующей таксе того обстоятельства, что не сделано никакого различия – один ли продает и покупает или несколько человек, а иногда даже несколько десятков лиц. У меня бывали, и это не единичные случаи, по 30-40 человек, а раз явка договора о продаже леса на сруб была 78 человек!..Недавно совершалась купчая крепость на 17 человек и я совершал ее в течение 5 х/г часов, так что окончил все в половине четвертого, а начал в 10 ч. утра: между тем в это же время можно совершить три купчих крепости!».
Принятие Положения о нотариальной части знаменовало собой целую эпоху в истории развития как российского, так и белорусского нотариата. Как и при становлении любой другой структуры, система нотариата имела свои достоинства и недостатки. Неоспоримыми достоинствами Положения было формирование нотариальных органов, образование должности нотариуса, упорядочение его деятельности, определение круга действий нотариуса, порядка их совершения. Однако вместе с тем, преждевременно говорить о нотариате данного исторического периода, как о самостоятельном институте, так как законодательно не было закреплено правового статуса нотариата. В данный период времени - нотариат это совокупность должностных лиц, находящихся в системе судебных органов, осуществляющих от лица государственной власти свидетельствование актов. И все же, трудно не согласиться с И.С. Вольманом, который, в предисловии к изданию Положения о нотариальной части 1909 года, высказал такое мнение: «Но чего не сделал закон, сделала сама жизнь. Институт нотариата и, главным образом, так называемого «младшего нотариата» - создал себе в обществе довольно высокое положение, ничуть не меньшее, чем положение судей. Несмотря на низкое служебное положение, в нотариусы идут и члены судов, и присяжные поверенные, и члены палат и даже председатели окружных судов. Вряд ли этих лиц манит на должности нотариусов исключительно материальная сторона деятельности нотариусов. Вряд ли эти лица шли бы в нотариусы, если бы общественное положение нотариуса, было ниже положения, которое эти лица занимали».
Положение о нотариальной части 1866 г. являлось основным нормативным актом, регламентирующим функционирование нотариальных органов России до 1917 г.