Определение места открытия наследства в случае, если последнее место жительства наследодателя неизвестно
Правильное определение места открытия наследства имеет огромное практическое значение, поскольку с учетом места и времени открытия наследства устанавливается круг лиц, призываемых к наследованию, а также право какой страны должно применяться к таким правоотношениям.
Согласно статье 1036 Гражданского кодекса Республики Беларусь, местом открытия наследства является: последнее место жительства наследодателя, определяемое по регистрации наследодателя по месту жительства (при ее отсутствии - месту пребывания) на день открытия наследства, а если оно неизвестно, - место нахождения недвижимого имущества или основной его части, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения основной части движимого имущества.
В данном докладе мы не рассматриваем вопросы оформления наследства после смерти лица, постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь, это тема следующего выступления.
Начнем с того, что в Республике Беларусь крайне редко встречаются ситуации, когда установить последнее место жительства гражданина не представляется возможным. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания», снятие с регистрационного учета по месту жительства не производится без регистрации по новому адресу. Из исключений можно назвать оформление выезда для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, выселение из занимаемого жилого помещения на основании решения суда, депортация.
Поэтому предлагаю в рамках коллоквиума разделить понятия «последнее место жительства неизвестно» и «последнее место жительства неизвестно нотариусу на момент открытия наследственного дела». Это связано с тем, что на наш взгляд, определять место открытия наследства местом нахождения имущества можно только в том случае, когда нотариус исчерпал все возможности по установлению последнего места жительства наследодателя.
Рассмотрим алгоритм действий, если заявители не указали место жительства гражданина. Чаще всего эта ситуация возникает при поступлении по почте заявления кредитора о предъявлении требований по долгам наследодателя, или письма наследника о принятии наследства без указания места открытия наследства, или отказа от наследства без указания последнего места жительства умершего.
-
Для начала мы истребуем основные персональные данные наследодателя из регистра населения через Единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел. Для этого необходим либо идентификационный номер гражданина (указывается в свидетельстве о смерти), либо ФИО и дата рождения. Это позволяет получить нужные нам данные о месте открытия наследства в 99 % случаев. Однако иногда сведения об умершем гражданине Республики Беларусь отсутствуют в Регистре населения. Например, наследодатель принципиально отказывался от получения паспорта гражданина Республики Беларусь и использовал паспорт СССР. В таком случае идентификационного номера в свидетельстве о смерти не будет, как и данных об этом гражданине в Регистре населения.
-
При невозможности направить запрос в регистр через ЕИС (из-за отсутствия идентификационного номера, даты рождения, либо они предоставлены в заявлении о принятии наследства неверно), мы направляем запрос в адресно-справочное бюро за адресной справкой о месте жительства, или запрос в милицию о предоставлении персональных данных из регистра населения. Запрос оформляется в порядке, установленном Министерством внутренних дел согласно статье 24 Закона от 21.07.2008 «О регистре населения».
-
Для получения сведений о последнем месте жительства также направляется запрос в орган загса за полной копией записи акта о смерти. При регистрации смерти органы загса в обязательном порядке фиксируют место жительства (место пребывания) умершего. Доступ к Регистру населения у них появился еще в 2013 году, поэтому практически во всех записях о смерти есть информация о последнем месте жительства умершего, которую получают из документа, удостоверяющего личность гражданина, из регистра населения, либо даже из врачебного свидетельства о смерти. В его форме есть графа «сведения о месте жительства умершего». Если не предоставляется паспорт или личность умершего не установить, сами медики привлекают органы внутренних дел, и те устанавливают личность умершего и его последнее место жительства: по отпечаткам пальцев и другими способами.
-
В случае, если гражданин выбыл на срочную военную службу, регистрация по месту жительства за ним сохраняется. Так же происходит, если гражданин выбыл в места отбывания наказания. Однако если его в этот период сняли с регистрационного учета по месту жительства на основании решения суда, то исправительное учреждение оформляет регистрацию по месту пребывания на срок отбывания наказания. Наследство в таком случае открывает нотариус по месту нахождения учреждения. После освобождения такого гражданина ставят на регистрационный учет по месту пребывания в отделе внутренних дел по прошлому месту жительства.
-
Лиц без определенного места жительства (Б.О.М.Ж.) также регистрируют по месту пребывания по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства
-
Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (ст. 19 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Если все принятые меры по установлению места жительства не дали результата, и по направленным запросам получены документы об отсутствии регистрации гражданина на день смерти, мы определяем место открытия наследства по месту нахождения недвижимого имущества или основной его части (если имущество находится в разных местах), а при отсутствии недвижимого имущества - по месту нахождения основной части движимого имущества.
Согласно Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, место нахождения имущества нотариус устанавливает по документам, подтверждающим принадлежность этого имущества наследодателю.
Однако не всегда наследодатель является титульным собственником имущества. Например, в состав наследства могут входить доля умершего в приватизированной квартире либо доли в имуществе, нажитом супругами в период брака, но зарегистрированном на имя пережившего супруга. На наш взгляд в таких случаях документами, подтверждающим принадлежность этого имущества наследодателю, будут соглашение об определении размера долей в приватизированной квартире либо свидетельство о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака.
Представляется, что при решении вопроса об установления основной части недвижимого имущества либо основной части движимого имущества нотариус вправе исходить из его стоимости на момент открытия наследства. Эта стоимость может подтверждаться любыми доказательствами. На наш взгляд, оптимальным является заключение наследников о внутренней оценке. В нем указывается цель оценки, метод (например, рыночный сравнительный) с приложением документов. К примеру, в отношении объекта недвижимого имущества приложениями могут выступать договор долевого строительства, договор купли-продажи, а также 2-3 объявления с сайта агентства недвижимости о продаже аналогичных объектов в том же районе.
В случае, когда нотариус не может выдать наследникам свидетельства о праве на наследство по причине отсутствия или недостаточности у них документов, подтверждающих последнее место жительства наследодателя и место нахождения его имущества, наследники вправе обратиться в суд с заявлением об установлении места открытия наследства в соответствии со ст. 364 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь в порядке, предусмотренном для установления фактов, имеющих юридическое значение.
Коллоквиум для молодых нотариусов «Проблемные вопросы наследственного права» проходил 28-29 сентября 2023 года на базе Гродненского государственного университета им.Я.Купалы.
В его работе участвовали руководители территориальных нотариальных палат, студенты юридического факультета, российские нотариусы, а также члены Совета молодых нотариусов, комиссий БНП – методической и по проведению мониторинга соблюдения нотариусами законодательства о нотариате.