17 сентября – День народного единства
17 сентября Республика Беларусь отмечает один из важнейших государственных праздников – День народного единства. Он учрежден Указом Главы государства от 7 июня 2021 г. № 206. Дата выбрана не случайно – этот день напоминает нам о событиях 1939 года, когда в результате освободительного похода Красной армии в Польшу белорусский народ вновь воссоединился.
Для любого современного государства единство имеет ключевое значение. Республика Беларусь – не исключение. Для нас принципиально важно национальное единство и согласие внутри общества для успешного социально-экономического развития, политической стабильности, мира и безопасности в нашей стране. Только вместе, через созидание и добросовестный труд, мы можем преодолеть любые трудности на нашем жизненном пути.
Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что дата 17 сентября 1939 года – символ исторического оформления белорусской нации и искреннего стремления белорусов, разделенных поневоле, жить одной семьей в собственном доме. Этот праздник также благодарность современников предыдущим поколениям, отстоявшим право самим определять свою судьбу. Сегодня, в условиях новых внешних угроз и вызовов, когда вокруг наших границ постоянное военное напряжение, о предыстории этого праздника необходимо говорить как можно чаще, особенно молодому поколению белорусов, чтобы они знали историческую правду, гордились своей страной и понимали, что мы единый народ.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и кто знает, как развивались бы последующие события, если бы не ожесточенная борьба белорусов за свою территориальную целостность и единство народа. Но обо всем следует говорить по порядку.
Более ста лет назад, в результате подписания несправедливого Рижского мирного договора, западные области Беларуси на два десятилетия вошли в состав польского государства. На этих территориях не было реализовано право белорусов на самоопределение и им пришлось претерпеть различные формы дискриминации – социальную, национальную, религиозную, экономическую. Это в корне нарушало положения самого договора.
На присоединенных землях, которые поляки пренебрежительно называли «крэсами усходними» («восточной окраиной»), осуществлялась целенаправленная жестокая политика эксплуатация нашего народа, разграбления природных ресурсов, вывоза и уничтожения культурных и материальных ценностей. Наш родной край в основном использовался поляками как источник сырья и дешевой рабочей силы. К слову, рабочий день в промышленности составлял порядка 10-12 часов, а зарплата была намного ниже, чем в исконно польских регионах. Более 80% нашего населения были заняты в сельском хозяйстве.
В отношении белорусов польские власти проводили жесткую политику полонизации и ассимиляции. Даже написание имен православного населения переводилось на польский язык. Воеводы требовали от старост записывать акты гражданского состояния «только на государственном языке», то есть на польском. Имели место случаи увольнения с работы не поляков, в частности, православных.
Новый этап репрессий начался в середине 1930-х годов. С этого времени началась активная полонизация белорусов. В подтверждение этого ряд исследователей приводят выдержки из секретного доклада МВД Польши: «…белорусское население подлежит полонизации. Оно представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций… Надо, чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности».
После смерти Пилсудского польскими властями были ликвидированы немногочисленные белорусские национальные и культурные организации. Так, в 1936 году были закрыты Белорусский институт экономики и культуры и Товарищество белорусской школы. В 1938 году власти Вильно приостановили деятельность Белорусского национального комитета, объяснив это тем, что данная организация «стремилась к созданию независимого белорусского государства и к отрыву от Польши ее восточных земель». К слову, из 400 белорусских школ, что существовали на территории Западной Беларуси до польской оккупации, в 1934 году осталось только 16, а в 1939 году не осталось ни одной.
Полонизация коснулась также и православной церкви. Она велась по двум направлениям – борьба с православием (снос храмов, увольнение лиц православного исповедания с работы) и созданием Польской автокефальной православной церкви для отрыва православных приходов от Русской православной церкви.
Закономерным результатом такой политики польских властей в Западной Беларуси стало мощное национально-освободительное движение. Борьба белорусов принимала различные формы – от забастовок и демонстраций до вооруженных выступлений. Для изоляции «общественно опасных элементов» использовались тюрьмы. В 1934 году был создан лагерь в Березе-Картузской, через который за 5 лет существования, по неполным данным, прошло более 10 тысяч узников.
Жесткая репрессивная политика польских властей затронула сотни и тысячи белорусских семей. Интересные личные сведения о событиях тех лет приводит доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета БГУ Александр Кохановский: «Мой дед Петр Белько возглавлял одну из комсомольских подпольных организаций, действовавших в Западной Беларуси. За эту работу 20-летнего активиста из деревни Домаши Молодечненского района (в то время повета) сажали в Вилейскую политическую тюрьму и в печально известные виленские (вильнюсские) Лукишки. Дядя моего отца Яков Кохановский был руководителем КПЗБ на Молодечненщине. Ему, к счастью, удалось избежать преследования польских властей и продолжить карьеру уже в Советской Беларуси». По его словам, простые сельчане мечтали о том, без чего сейчас невозможно представить жизнь белоруса – о своей земле, хлебе на столе, родном языке в школах, возможности трудиться и зарабатывать. «Воспоминания родственников о том периоде нашей истории, работа по изучению документов в архивах позволили прийти вот к какому выводу: белорусами в ту пору руководило острое желание воссоединиться, которое породило волну противодействия со стороны польской власти», – подчеркнул известный ученый.
К слову, белорусский народ никогда не мирился со своим подневольным положением. На протяжении 20 лет он вел борьбу за социальное и национальное освобождение. Одним из ярких его представителей был Сергей Осипович Притыцкий (в будущем – видный государственный и политический деятель).
В годы польской оккупации деятельность Сергея Притыцкого была тесно связана с национально-освободительным движением на Берестовитчине. Уже в раннем детстве он познал все трудности бедняцкой жизни. Его младшая сестра – доктор исторических наук, профессор – Ираида Осиповна Царюк, которая работала на историческом факультете Белгосуниверситета, вспоминала, что жители Западной Беларуси сполна «прочувствовали» на себе социальный гнет и классовую несправедливость.
Жизнь пламенного революционера была яркой и насыщенной. Он не жалел ни сил, ни средств для борьбы с ненавистными польскими оккупантами. Чего стоит только один эпизод из его биографии, который получил широкую известность в Польше и во всей Европе. События развивались 27 января 1936 года, когда Сергей Осипович, стреляя с двух рук, совершил покушение в здании Виленского окружного суда на предателя Якова Стрельчука, сдававшего политическому сыску комсомольское подполье. Стрельчук был одет в подобие бронежилета, но был ранен в голову. При попытке скрыться из здания суда Притыцкий получил многочисленные тяжелые ранения. Был вылечен в тюремной больнице специально для показательного процесса.
В сентябре 1939 года после нападения нацистской Германии на Польшу Сергей Притыцкий в числе других заключенных вырвался на свободу из Равичской тюрьмы, где отбывал наказание. Вернулся в родные места и активно включился в строительство новой жизни.
Ситуация в Западной Беларуси полностью изменилась осенью 1939 года, когда началась Вторая мировая война. 17 сентября Советский Союз в дипломатической ноте проинформировал польского посла Вацлава Гржибовского что: «Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Беларуси».
В результате польского похода уже в сентябре 1939 года Западная Беларусь была полностью занята Красной Армией и обе части страны фактически объединились. 14 ноября 1939 года Верховный Совет БССР постановил принять Западную Беларусь в состав БССР. Таким образом территория БССР и ее население увеличились почти в два раза.
17 сентября – это акт исторической справедливости и эта дата навсегда останется в сердце и памяти нашего народа, потому что единство и незыблемость белорусской нации позволили нам не только выстоять в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, но и построить сильную и независимую Беларусь. Это наш государственный праздник и национальная ценность, которую необходимо беречь и защищать.