Что изменится в Основном Законе страны?
Одним из важнейших политических событий прошлого года стала работа над проектом изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Работа по подготовке проекта велась масштабная: анализ предложений заинтересованных лиц, диалоговые площадки, встречи и консультации экспертов, рабочих групп, Конституционная комиссия, неоднократное рассмотрение проекта Главой государства.
И вот уже оформленные предложения, которые прошли тщательную проработку и анализ, представлены в вынесенном на общественное обсуждение проекте изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь.
27 декабря 2021 года проект обновленной Конституции вынесен на всенародное обсуждение. Что изменится в Основном Законе страны? Почему каждому гражданину важно принять активное участие в его обсуждении?
Действующей Конституции нашей страны более четверти века. Все мы знаем, что любой законодательный акт на протяжении такого длительного времени действия претерпевает изменения. Жизнь не стоит на месте. Мы являемся свидетелями геополитических, социально-экономических изменений, произошедших как внутри нашей страны, так и за её пределами. Поэтому и возникла необходимость совершенствования правового регулирования в государстве. Поэтому подготовка изменений в Конституцию Республики Беларусь стала первостепенной задачей для нашего общества и государства.
Для начала скажу, что, несмотря на то, что нашей Конституции уже более четверти века, однако, свой потенциал она не исчерпала.
Поэтому для проекта изменений и дополнений Конституции характерной особенностью является, как уже неоднократно отмечалось экспертами и аналитиками, преемственность.
Но и новелл в обновленном варианте Основного Закона предполагается достаточно.
Одним из основных новшеств в опубликованном проекте является то, что на законодательном уровне делается ставка на сохранение исторической памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и в последующие периоды.
Так, статья 15 Конституции Республики Беларусь дополнена положением о том, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В продолжение, в соответствии со статьей 54 Конституции Республики Беларусь, проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа является долгом каждого гражданина Республики Беларусь.
И очень хорошо, что теперь необходимость проявления патриотизма и сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа будет прописана в Основном Законе государства. Но в то же время, это возлагает на всех нас обязанность заняться патриотическим воспитанием вплотную.
При подготовке проекта изменений Основного Закона, во время работы диалоговых площадок неоднократно обращалось внимание на то, что позиции в патриотическом воспитании людей в значительной степени утрачены. Выросло целое поколение молодых людей, которые имеют весьма отдаленное представление о Великой Отечественной войне, героическом подвиге целого народа.
В представленном проекте усилена социальная направленность Основного Закона, говорится о поддержке семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании. Впервые в Конституции нашло закрепление семейных ценностей, в частности, содержится определение семьи, как союза женщины и мужчины. В проекте делается упор на усиление роли родителей, их обязанность по воспитанию детей, заботе о их здоровье, развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду, на обязанность прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси. Государство же будет способствовать духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создавать необходимые условия для её свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.
Более широкую реализацию получило право каждого человека на свободу объединений путем создания политических партий и других общественных объединений, участия в их деятельности.
Как известно, государство гарантирует право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в установленном порядке, создает условия для доступного медицинского обслуживания. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается развитием физкультуры, спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью использования оздоровительных учреждений. Но впервые в истории в проекте заложена обязанность граждан принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья. О сохранении социальной направленности Конституции говорит и закрепление отдельно положения об обеспечении равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина для инвалидов, реализации политики социальной интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами.
Достаточно серьезные изменения предполагаются в избирательной системе. Так, в Конституции появляется такая категория, как единый день голосования- последнее воскресенье февраля. Право на выдвижение кандидатов теперь будут иметь и политические партии; устанавливается запрет на финансирование подготовки и проведения выборов иностранными государствами, организациями, физическими лицами. Изменено официальное название — Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов на Центральную избирательную комиссию, а также определен порядок её формирования, компетенция и др.
Изменения коснулись и института президентства. Так, с 35 лет на 40 лет изменен возрастной ценз, с 10 лет на 20 лет-ценз оседлости, установлен ценз гражданства. Срок полномочий Главы государства предлагается оставить прежним, 5 лет, также указано, что одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Беларусь более 2 сроков. Урегулирован порядок смещения Президента с должности Всебелорусским народным собранием, порядок исполнения обязанностей Президента в случае вакансии или невозможности исполнения обязанностей и др.
Изучив проект изменений и дополнений можно сказать о том, что серьезные изменения предполагаются в части перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством.
Кроме того, согласно положениям проекта, Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки, с его согласия пожизненно является членом Совета Республики.
Проектом предполагаются изменения в работе Парламента - Национального собрания Республики Беларусь.
К примеру, изменяется срок каденции с 4 лет на 5, изменения коснутся сессионного порядка работы Парламента, а именно: вместо двух сессий в году будет одна, которая начинает работу в третий вторник сентября и закрывается в последний рабочий день июня следующего года.
С принятием изменений и дополнений Конституции на законодательном уровне будет закреплен статус такого политического института, как Всебелорусское народное собрание. Нужно отметить, что в стране уже сложилось определенное видение в отношении народного собрания. Их за историю страны прошло шесть. В Конституции определено Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
Делегатами собрания являются Президент Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае отставки, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, представители местных Советов депутатов, представители гражданского общества,- всего 1200 человек, сроком полномочий на 5 лет. Думается, что таким образом будет обеспечено участие представителей всех регионов в высшем представительном органе - Всебелорусском народном собрании. Это даст возможность учитывать мнение и интересы всех слоев населения при принятии стратегических решений по развитию страны, оперативно доносить проблемные вопросы и коллегиально вырабатывать меры по их решению, поскольку народному собранию делегированы серьезные функции, касающиеся определения направлений экономического, социального развития страны и ряда других вопросов.
Все эти изменения и дополнения представлены на всенародное обсуждение. Общественное обсуждение позволяет не только окончательно выверить положения подготовленного проекта изменений и дополнений Конституции, но и дает возможность каждому гражданину стать участником конституционного процесса.
По этой причине все небезразличные к будущему страны могут и должны принять активное участие в обсуждении проекта Конституции Республики Беларусь.
Поступившие предложения будут рассмотрены, по возможности учтены в окончательном варианте проекта, который в феврале 2022 года будет вынесен на всенародный референдум.