Единая информационная линия

Обратная связь – стимул развития

16 июня 2022
Рабочий день в нотариальной конторе или нотариальном бюро редко начинается с чашки кофе. К открытию уже спешат граждане и каждый со своими проблемами юридическими вопросами – и простыми, и запутанными. Задача нотариуса – помочь каждому обратившемуся в подготовке необходимого документа, а также разъяснить последствия совершаемого нотариального действия. Порой наши граждане легкомысленно относятся к таким серьезным правовым документам как доверенность или согласие, подписание которых дает другому лицу полномочия вплоть до распоряжения самым ценным – квадратными метрами. Нотариус, работая с клиентом, проверяет его дееспособность, устанавливает его действительную волю и, самое главное, выясняет понял ли гражданин, какой именно документ он подписывает. Такой щепетильный подход регламентирован не только законодательством о нотариате, но и самой жизнью. Тесное общение и взаимопонимание нотариуса с клиентом во время совершения нотариального действия – залог того, что в будущем гражданину не придется жаловаться и доказывать свою правоту в вышестоящих органах и суде.

sivuda1_22_1024x601.jpg

Однако, в практике работы нотариата все же не обходится без обращений граждан и представителей юридических лиц. Тематика поступающих в территориальные нотариальные палаты и Белорусскую нотариальную палату обращений разная. Бывают и жалобы на работу нотариуса или организацию приема, но чаще вопросы носят справочный характер. Как принять наследство? Какие документы нужны для удостоверения того или иного нотариального действия? Какие условия можно прописать в договоре? На эти и другие вопросы ежедневно активно отвечают, как консультанты нотариальных контор и бюро, так и специалисты территориальных нотариальных палат и Белорусской нотариальной палаты. Для удобства граждан во всех областях и городе Минске организована работа телефонов «горячей линии», позвонив по номерам которых граждане могут получить необходимую справочную информацию по вопросам совершения нотариальных действий, об адресах и режимах работы нотариальных контор, нотариальных бюро, нотариальных архивов. Используя телефон «горячей линии», граждане могут оперативно сообщить об имеющихся проблемных вопросах и недостатках в организации нотариального обслуживания. Такой формат взаимодействия пользуется популярностью. За неполные полгода 2022 года только на номер телефона «горячей линии» Белорусской нотариальной палаты поступило более 1900 звонков.

izobrazhenie_viber_2022_05_12_14_17_09_765.jpg

Задать свои вопросы также можно руководству территориальных нотариальных палат и Белорусской нотариальной палаты. Прямые телефонные линии проводятся председателями и заместителями председателей палат не реже одного раза в квартал. Правовые вопросы, входящие в компетенцию нотариуса, в формате «прямых телефонных линий» также разъясняют нотариусы, заведующие нотариальными конторами, в том числе во взаимодействии с местными райисполкомами. К примеру, в Брестском нотариальном округе «прямые телефонные линии» проводятся нотариусами ежемесячно. Графики проведения таких мероприятий размещается на сайте Белорусской нотариальной палаты, анонсируются в региональных СМИ, страницах БНП в социальных сетях.

Кроме того, руководством по графику ведутся личные приемы. Записаться на прием к председателю или заместителю председателя БНП-ТНП можно позвонив по номерам телефонов, указанным на сайте БНП и на информационных стендах нотариальных контор и нотариальных бюро, либо заполнив специальную форму на сайте БНП в разделе «Обращения граждан и юридических лиц». Приемы ведутся и в выходные дни. Организуются и выездные приемы руководства. Информация о месте и времени приема заблаговременно размещается на сайте БНП и в СМИ. 

Image00003 (1).jpg

Обратиться в территориальную нотариальную палату или Белорусскую нотариальную палату можно посредством отправки письменного или электронного обращения. Рассмотрение таких обращений осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Для подготовки ответа все письменные и электронные обращения специалистами БНП-ТНП рассматриваются по существу, изучаются материалы и документы по совершенным нотариальным действиям, хранящиеся в нотариальных конторах, берутся пояснения нотариусов.

Screenshot_2.jpg

Отметим, что согласно ст. 48 Закона о нотариате руководством БНП-ТНП могут рассматриваться обращения граждан и юридических лиц по вопросам, не связанным с обжалованием законности совершенных нотариусами нотариальных действий или отказа в их совершении. В таких случаях председатель или заместитель председателя в праве только разъяснить гражданину порядок его действий, применение норм законодательства и подсказать как может быть решен его вопрос, например, в суде. Отменить уже совершенное нотариальное действие может только суд. Эта же норма законодательства распространяется на личные приемы руководством и «прямые телефонные линии». 

Итоги работы с обращениями граждан и представителей юридических лиц ежеквартально рассматривает и анализирует правление Белорусской нотариальной палаты. Учитываются они и при формировании полугодовых планов по проведению мониторинга соблюдения нотариусами законодательства о нотариате, а также при направлении нотариусов на курсы повышения квалификации, проводимых Белорусской нотариальной палаты.

Помочь гражданам в разрешении их вопросов всеми возможными методами и способами в пределах компетенции – глубинная задача Белорусской нотариальной палаты и ее органов.   

Image00001.jpg

На состоявшемся республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне» Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подчеркнул, что эффективная работа с населением – это индикатор профпригодности. «Жалобы – показатель недоработок. В идеале их быть не должно. Конечно, такой результат – из области фантастики, но нам следует к нему стремиться», – акцентировал Глава государства. 

Белорусская нотариальная палата активно работает над достижением поставленных целей, внедряя в свою деятельность удобные инструменты для взаимодействия с гражданами. Так в настоящее время ведется проработка вопроса создания единого короткого номера телефона Белорусской нотариальной палаты, по которому можно будет получить справочную информацию касательно совершения нотариальных действий и организации работы нотариата. Такой успешный проект уже реализован на базе Минской городской нотариальной палаты, где в апреле 2021 года начал работу Клиент-центр. Его специалисты не только подбирают максимально удобное время для записи на прием к нотариусу, но и предоставляют справочную информацию по вопросам совершения нотариальных действий, например, по срокам подачи заявлений о принятии наследства. Как показала практика работы, это зачастую снижает опасения и тревоги людей в трудный для них период жизни. По сути, клиент-центр выполняет, в том числе, функцию «телефона доверия».

LK2A8750.jpg

 Выступая на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне», Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко обратил внимание участников на то, что сейчас на первый план выходит информирование населения. Говорить с людьми, доносить до них необходимую информацию, быть первоисточником хороших и плохих новостей – это одна из задач, озвученная Главой государства. Понятие «информирование» для нотариата заключается в работе по правовому просвещению жителей нашей страны. Предостеречь от совершения необдуманных поступков при принятии важных решений, обезопасить законные интересы граждан – ключевая миссия нотариата.

В рамках масштабной работы по правовому просвещению граждан нотариусы выступают с лекциями и беседами в трудовых и студенческих коллективах, проводят встречи с членами общественных объединений, где разъясняют вопросы, входящие в компетенцию нотариуса. Ежегодно проводится порядка 6 тысяч таких мероприятий. 

Вопросы оформления наследственных прав, удостоверения завещаний, договоров купли-продажи или дарения недвижимости, брачных договоров также часто поднимаются в средствах массовой информации. Нотариусы регулярно отвечают на вопросы читателей в рамках постоянно действующих рубрик в республиканских и региональных печатных и сетевых СМИ, участвуют в тематических теле и радиопрограммах.

1637935940059.jpg

Особой популярностью у граждан пользуются акции по бесплатному консультированию. Традиционно они проводятся в преддверии республиканских праздников и памятных дат, отмечаемых в нашей стране. Отметим, что обратиться за бесплатной консультацией к нотариусу в ходе проведения акции можно как в традиционном очном формате – при личном посещении нотариальной конторы или нотариального бюро – так и онлайн. Нотариусы активно используют современные инструменты консультирования и задать вопрос можно, в том числе с помощью средств видеосвязи. Такая возможность заранее анонсируется.

Отдельного внимания заслуживает сервис «Вопросы нотариусу» на сайте Белорусской нотариальной палаты. Ответы на вопросы в данном разделе сайта разбиты по категориям, а граждане, направившие вопрос, получают уведомление на адрес электронной почты о публикации ответа. Кроме того, специалисты БНП, ответственные за ведение этого раздела, могут направить ответ непосредственно гражданину, без публикации на сайте, если вопрос содержит персонализированную информацию либо не является компетенцией нотариуса. Специалисты разъясняют нормы законодательства, дают справочную информацию, подсказывают куда обратиться, если вопрос не относится к сфере нотариальной деятельности. За текущий период 2022 года на сайте опубликовано чуть более 1320 ответов.

 Screenshot_1.jpg

«Помните о правах! Пользуйтесь правом!» – под таким девизом нотариусы Беларуси ежегодно проводят масштабную работу по правовому просвещению жителей нашей страны. Это направление в работе нотариата стало одним из ключевых. Совершенствование и дальнейшее развитие этой работы заложено в Программу деятельности Белорусской нотариальной палаты на ближайшие три года. Документ утвержден общим собранием БНП. Целями подпрограммы «Правовое просвещение и имидж нотариата» являются повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, формирование уважительного отношения к закону, повышение имиджа нотариата и статуса нотариуса. Программой планируется расширение имеющейся практики взаимодействия со средствами массовой информации, развития современных, в том числе цифровых, инструментов в работе по правовому просвещению граждан, активное использование социальных сетей и мессенджеров.

Предусмотрено выстраивание диалога с обществом и его отдельными группами. В частности, запланировано проведение исследования общественного мнения об организации нотариальной деятельности, проведение конкурсов для юридического студенчества и представителей СМИ, развитие проектов корпоративной социальной ответственности (обучающие семинары для привлечения детей, оставшихся без попечения родителей, в юриспруденцию, помощи в выборе профессии). И много других мероприятий.

Нотариат_01.jpg

Работа с населением, в том числе в рамках рассмотрения обращений граждан и представителей юридических лиц, имеет большое практическое значение для развития белорусского нотариата и наращивания его потенциала. Обратная связь – стимул развития. И дальнейшая работа в этом направлении является приоритетной.  
Поделиться в социальных сетях:
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая использовать сайт и нажимая на кнопку «ОК», пользователь подтверждает, что ознакомился с условиями Политики обработки персональных данных, соглашается с использованием файлов cookies