Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» принят во втором чтении
Сегодня на очередном заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва принят во втором чтении проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Проект предусматривает изложение Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» в новой редакции, внесение корректировок в иные законы, в том числе в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». На заседании присутствовала председатель БНП Наталья Борисенко.
Законопроект предусматривает оптимизацию порядка взаимодействия нотариусов и регистраторов, в частности, устанавливается, что:
-
уже в момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, нотариус через специальный электронный сервис будет направлять соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять параллельные удостоверительные действия с этим же объектом недвижимости;
-
госрегистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в регистр недвижимости, осуществляемые на основании документов, выданных или удостоверенных нотариусом и направленных им в организацию по госрегистрации, выводится из категории административных процедур (такая регистрация будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц, только на основании электронных копий нотариальных актов и соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном порядке регистратору в день совершения нотариального действия), что снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате такой услуги нотариуса;
-
прием направленных нотариусом документов и направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени поступления таких документов в систему;
-
при принятии решения о совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом документов регистратор не выясняет истребованы ли нотариусом согласия лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения), отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для нотариального удостоверения сделки, что направлено на недопущение дублирования функций нотариуса и регистратора;
-
в день осуществления госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом.
Эффект такого взаимодействия — снижение количества заинтересованных лиц, не обратившихся за регистрацией недвижимого имущества после совершения нотариальных действий; повышение удобства для заявителей за счет исключения необходимости самостоятельно обращаться в организации по регистрации; максимальное обеспечение полноты и достоверности регистра недвижимости; корректное определение плательщика имущественных налогов.