Цифровые активы стали предметом обсуждения нотариальной сессии в рамках Петербургского международного юридического форума
Цифровой актив как предмет удостоверяемого нотариусом договора и объект наследования – эта тема объединила нотариусов разных стран в рамках одной из онлайн сессий Петербургского международного юридического форума. Открыл мероприятие Константин Корсик, Президент Федеральной нотариальной палаты, выступившей организатором данной встречи. В своем приветствии участникам он подчеркнул важность обсуждаемой темы, потому как цифровые активы, которые также являются объектами, в том числе и имущественных прав, уже становятся предметом сделок и наследования.
Тему продолжил Лоран Бессо, нотариус г. Лозанна, Председатель Европейского института нотариальных исследований (ИРЕН), Почетный Генеральный Советник Международного Союза нотариата. Пандемия коронавируса не щадила ни пожилых, ни молодых граждан, а потому и объектами наследования все чаще становятся не такие традиционные для нотариусов как недвижимость, произведения искусства или счета в банках, но также электронные кошельки и криптовалюты. В своем выступлении мэтр Бессо попытался дать определение криптовалюте с точки зрения права и с позиции нотариуса, отметив, что какое бы законодательство не действовало в отношение виртуальной валюты, ее необходимо рассматривать как нематериальный актив, следовательно, объект наследования. Вместе с тем, именно эти различия в законодательстве разных стран, а также существование во многих странах мира запрета на использование такого рода валюты, могут стать проблемой для наследников.
Онлайн-аккаунты и вопросы наследственного права в своем выступлении подняла Вероника Корманн, советник по правовым вопросам международного сотрудничества Федеральной нотариальной палаты Германии. Не только личные, но и бизнес профили в социальных сетях приобретают все большее значение в деловой жизни общества. Они стали самым распространенным средством коммуникации и необходимы для доступа ко многим основным активам. Следовательно, быстрый и лёгкий доступ к цифровым аккаунтам часто имеет решающее значение для поддержания работоспособности бизнеса после смерти его владельца. Однако многие граждане не думают о цифровых активах при планировании наследства.
В Гражданском кодексе Германии действует принцип универсального наследования, это означает, что наследник принимает правовой статус умершего в отношении всех его активов, прав и обязанностей. Но провайдеры очень часто отказывают наследникам в доступе к аккаунтам наследодателя, руководствуясь ответственностью за хранение личных данных. В таком случае наследникам нужно проходить длительные процедуры для получения доступа к счетам, между тем с иностранными провайдерами бывает трудно связаться. Поэтому, как считают нотариусы, крайне важно позаботиться о наследовании профилей заранее как для бизнеса, так и для частных лиц.
Решение о том, кто должен наследовать активы, чаще всего принимается на основании завещания. Вместе с тем, по мнению нотариусов Германии, включать список паролей в завещание не рекомендуется, так как после составления документа изменить пароли в нем невозможно, а после смерти человека содержание завещания становится доступным нескольким сторонам, включая суд и лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве. Поэтому нотариусы Германии рекомендуют другое решение: сохранение всех паролей в виде списка на USB-накопителе, который дополнительно блокируется мастер-паролем. USB-накопитель остаётся у гражданина, а информация о мастер-пароле и место нахождения флешки содержится в рукописном документе, передаваемом на хранение нотариусу. Таким образом, гражданин может при необходимости изменить и обновить список, содержащийся на USB-накопителе, если его мастер пароль не изменён. Участие нотариуса в этом процессе надёжный и долговечный способ хранения информации. Нотариус соблюдает строгую конфиденциальность, а доступ к переданному на хранение документу могут получить только лица, определённые наследодателем, при этом нотариус ведёт учёт каждой предоставленной копии, а, следовательно, и список лиц, получивших доступ к этой информации.
С мысли о том, что цифровая революция охватила все области, в том числе и право, начал свое выступление Валери Эсану, нотариус г. Парижа, уполномоченный представитель Высшего Совета Нотариата Франции по связям с Восточной Европой и Центральной Азией. Нотариусы Франции работают с цифровыми активами для чего конкретно определили состав такого цифрового имущества. Это электронные файлы (документы, фото и видео), аккаунты в социальных сетях, цифровые книги, семейные блоги, цифровой капитал в криптовалюте и иные цифровые объекты. Распорядиться этим активом наследодателю призван помочь нотариус, который также обеспечит защиту персональных данных. Валери Эсану привел интересные цифры – ежедневно в мире умирает около 8 тысяч владельцев аккаунтов в социальных сетях, а к 2070 году в соцсетях будет больше аккаунтов умерших, чем живых.
О правовом регулировании цифровой экономики в Республике Беларусь рассказала Мария Королева, нотариус Минского городского нотариального округа, отметив, что использование цифровых технологий в экономике – одно из актуальнейших направлений современности. Она подробно остановилась на Законе об электронном документе и электронной цифровой подписи. Данный нормативный акт регулирует правовые основы применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах. Кроме того, она рассказала о Декрете Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» № 8 от 21.12.2017, который в законодательстве о цифровой экономике является базовым нормативным правовым актом. Декрет № 8 содержит дефиниции таких основных понятий, как оператор криптоплатформы, виртуальный кошелек, владелец цифрового знака (токена), криптовалюта, майнинг, оператор обмена криптовалют, размещение цифровых знаков (токенов), смарт-контракт, технологический уклад, цифровой знак (токен), а также правовое регулирование по созданию условий для внедрения в экономику Республики Беларусь технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций, и перечень мер, направленных на повышение правовой защищенности участников отношений, связанных с применением современных финансовых технологий.
Мария Королева также рассказала о безотзывных доверенностях. Это доверенность, которая не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в данной доверенности случаях (п.7 Декрета № 8). Пункт 7 Декрета прямо указывает, что безотзывная доверенность может быть выдана на срок свыше трех лет от даты выдачи. Кроме того, Декрет № 8 не содержит ограничений по кругу лиц, которым может быть выдана безотзывная доверенность. Наибольшее распространение безотзывная доверенность получила в корпоративном праве. Например, когда акционер (участник) дает другому доверенность для голосования на общем собрании по заключенному между ними акционерному соглашению (договору об осуществлении прав участников). Чтобы представляемый акционер (участник) не мог передумать и проголосовать иначе, нарушив тем самым заключенное акционерное соглашение (договор об осуществлении прав участников), оформляется такая доверенность.
Кроме того, Мария Королева затронула актуальную тему наследования криптовалют. По имеющимся данным нотариусы Республики Беларусь еще не сталкивались с таким наследованием, однако, по мнению докладчика, в связи с развивающимся трендом на использование криптовалют в качестве средства инвестирования, ждать осталось недолго. В классическом понимании для наследования необходим набор определенных документов, подтверждающих право собственности наследодателя. Такие документы выдаются третьими лицами: государственными или уполномоченными государством органами либо иными компетентными лицами. Только после такого подтверждения наследство может быть оформлено наследником в собственность – он может им владеть пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. Но! Собственность на криптовалюты обезличена. Ее собственник нигде не зафиксирован и не числится ни в каких реестрах, а подтверждения собственности нельзя получить. Это значит, что владеть, пользоваться и распоряжаться криптовалютой возможно только зная номер специального электронного криптовалютного кошелька и пароль к нему. С учетом того, что законодательно понятие криптовалюты и действия с ней закреплено только для ограниченного круга участников гражданских правоотношений, стоит заранее подумать о передаче цифровых активов по наследству. Нотариус Мария Королева предложила три наиболее оптимальных способа планирования наследства в отношении криптовалюты:
1. Зашифрованное хранилище электронных данных посредством блокчейна (Собственник кошелька передает данные (в нашем случае это номер кошелька и ключ к нему) в хранилище, где они лежат в зашифрованном виде. Также собственник оставляет распоряжение о порядке передачи данных третьим лицам (например, после представления свидетельства о смерти. Эта технология надежна для хранения и защиты от третьих лиц информации, но, как и любая технология, не может гарантировать сохранность данных полностью.)
2. Банковская ячейка, в которой хранится информация о номере кошелька и ключ к нему. В таком случае наследники фактически будут наследовать права наследодателя в отношении банковской ячейки.
3. Если крипта хранится на бирже, то порядок наследования доступа к счету и хранящейся там криптовалюты определяется правилами соответствующей биржи. К примеру, Coinbase пунктом 13.12 Пользовательского соглашения определяет, что права на аккаунт переходят наследникам, а пункт 13.9 гласит, если в течение нескольких лет пользователь не проявляет никакой активности в аккаунте, то содержащиеся там криптоактивы могут считаться выморочным имуществом, которое Coinbase обязано передать соответствующему государству.
О возможности наследования доменных имен рассказала Асель Жанабилова, председатель Республиканской нотариальной палаты Казахстана. Главной темой ее выступления стала необходимость четкого определения правовой природы доменного имени, чтобы оно могла стать объектом наследования. По мнению докладчика, доменное имя можно причислить к объектам авторских прав, однако на данный момент в Гражданском кодексе Республики Казахстан такого не предусмотрено. Кроме того, доменное имя не является имуществом, а, следовательно, не может входить в состав наследственной массы.
Завершила сессию Федеральной нотариальной палаты нотариус Ольга Филиппова, член Правления нотариальной палаты Свердловской области, рассказавшая о том, как происходит наследование доменных имен и электронных кошельков в России. Для передачи доменного имени у его владельца должны быть заключены договоры об оказании услуг о пользовании доменом и об администрировании домена. В таком случае объектами наследования становятся право на пользование и право на администрирование по этим договорам.
Что же касается прав на цифровое имущество владельцев электронных кошельков, то, как пояснила Филиппова, это подтверждается записью в конкретной информационной системе, внесением в реестр пользователей информационной системы и кодом доступа к кошельку. В этом случае нотариус передает наследнику право быть внесенным в реестр пользователей и право распоряжения активами. "Код доступа это обычно два ключа - открытый и закрытый. Чтобы они были недоступны третьим лицам, у нотариуса можно оформить закрытое завещание. Но проблема в том, что наследник может и не знать о цифровых активах наследодателя. Они нематериальны и поэтому не публичны", - пояснила Филлипова.
Завершило мероприятие интервью Президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, в котором он рассказал о цифровых новшествах нотариата России. Закон о «цифровом нотариате» расширил перечень и порядок совершения нотариальных действий, которые могут быть оказаны дистанционно. К ним отнесены подтверждение верности перевода документов с одного языка на другой, передача документов одних физических и юридических лиц другим, принятие в депозит денежных средств, совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке, обеспечение доказательств в виде осмотра информации в интернете, выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и другие.
Кроме того, закреплено, что нотариус может принимать на хранение документы не только в бумажном виде, но и в электронном. Хранится они будут в Единой информационной системе нотариата. Также законом предусматривается возможность совершения дистанционной сделки с участием нескольких нотариусов, действующих в интересах каждой стороны - через электронную систему нотариата, без совместного присутствия сторон: проект сделки создается нотариусами с использованием электронной системы нотариата. Данный закон был разработан правительством РФ в рамках реализации направления программы "Цифровая экономика" в целях оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества.