Летопись Брестской области
Город Барановичи появился в конце 1871 года в связи с началом движения поездов по участку железной дороги, связывающему между собой Смоленск и Брест. Название новая станция получила от располагавшейся недалеко от неё деревни Барановичи. Первыми жителями нового поселения стали семьи железнодорожных работников.
Через некоторое время в 2,5 км от него появилась новая станция Новые Барановичи, возникшая в результате запуска участка железнодорожных путей Вильна – Ровно.
В 1890 году эти два поселка слились в один, который начал интенсивно развиваться. Здесь были построены завод по производству сухарей, мельница и пакгаузы. Постоянными жителями Барановичей, который в 1894 году уже являлся уездным городом, стали приехавшие сюда бригады железнодорожных работников и отряды пехотного полка. Таким образом, в 1897 году количество населения достигло почти 9 тыс. человек., были организованы двухклассные школы и открыто 4 предприятия.
Но население все же развивалось, и появившийся пролетариат начал борьбу за свои права, ведь все продукты и необходимые предметы были очень дорогими. Таким образом, в конце 1905 года произошла стачка железнодорожников, их выступление привело к большому количеству арестов и тому, что в Барановичах было объявлено военное положение.
В начале 20 века население города достигло 30 тыс. человек, и он стал самым большим в Новогрудском уезде. На этот момент там существовало несколько школ и церквей, были аптеки, театр и кинотеатр, работало большое количество разных заводов. Больных принимало больше десятка врачей, имелись также стоматологи, акушеры и ветеринары.
После начала Первой мировой войны в окрестностях Барановичей были сосредоточены крупные военные силы, причем здесь располагался главный штаб всех вооруженных сил России – Ставка Верховного Главнокомандующего. В результате того, что операция Скорбово-Городнищенская была проиграна, город был оккупирован кайзеровскими войсками и 2 года в Барановичах проходила линия фронта. Лишь в начале 1919 года немецкие войска покинули территорию поселения.
В этом же году здесь стала господствовать советская власть, а в феврале Барановичам присвоили статус города. Но уже в апреле Барановичи были захвачены и оккупированы до июля следующего года войсками Польши. В состав этой страны город входил с 1921 по 1939 года после заключения Рижского мирного договора. Затем он стал областным центром в составе БССР.
Под оккупацией немецко-фашистских войск Барановичи были во время Великой Отечественной Войны практически с самого ее начала и по 8 июля 1944 года. Город был освобожден в результате проведения операции «Багратион», дата проведения которой празднуется как день освобождения Барановичей. Уже через 10 лет после окончания войны город вернулся в первоначальное состояние, там вновь начали работать 4 десятка предприятий различных направлений.
В настоящее время Барановичи районный центр. Город занимает 8-ое место в республике по количеству населения – почти 180 тыс. человек.
На данный момент в Барановичах осуществляют свою деятельность свыше 195 промышленных предприятий, из них 27 крупных.
Станция Барановичи становится крупным железнодорожным узлом, через который проходят две самостоятельные и не имеющие между собой связи железные дороги. Одна – Московско-Брестская с управлением в Москве – проходила через станцию Барановичи, позднее названную Барановичи-Центральные, другая – Полесские железные дороги с управлением в Вильно – проходила через станцию, получившую впоследствии название Барановичи-Полесские.
Одним из крупнейших предприятий города является Открытое акционерное общество «558 Авиационный ремонтный завод», история которого начинается со времен Великой Отечественной Войны – 26 июня 1941 года. В годы войны мастерская ремонтировала поврежденные в боях истребители Як-1, легкие бомбардировщики Су-2, бронированные штурмовики Ил-2, Ил-10.
После войны был налажен ремонт реактивных самолетов, скоростных бомбардировщиков. 15 июня 1963 года часть приступила к ремонту ракетной техники, но уже 10 марта 1966 года снова вернулась к восстановлению авиационной техники.
Сейчас 558 Авиационный ремонтный завод - хорошо оснащенное производство с использованием современных технологий. Марка качества и надежности предприятия хорошо известна во многих странах мира.
В Барановичах уделяется большое внимание развитию образования. Высшее образование представлено Барановичским государственным университетом, созданным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 2004 года. Студенты, слушатели, аспиранты и магистранты из 10 стран получают здесь образование по перспективным направлениям в области машиностроения, информационных технологий, образования, сельского хозяйства, экономики и права. Большое внимание уделяется развитию гармоничной личности, способной реализовать себя в науке, творчестве, спорте и социальных проектах.
В конце декабря 2009 года наш город стал четвертым по счету в Брестской области, где круглый год доступны занятия хоккеем и фигурным катанием.
Барановичский ледовый дворец – это многофункциональный комплекс. Помимо ледовой арены здесь находятся площадки для занятий различными видами спорта и места для активного отдыха.
ледовый дворец города Барановичи
В настоящее время город Барановичи очень быстро развивается и имеет много интересных для туристов мест исторического и культурного наследия.
Церковь Святого Александра Невского
Есть у нас и герои, подвиги которых чтит и помнит наш народ.
Вблизи города Барановичи, в деревне Арабовщина 23 мая 1996 года, при выполнении учебно-тренировочного полёта, ценой собственной жизни, не допустив падения горящего и практически неуправляемого самолета на населенные пункты, спасая большое количество человеческих жизней, погиб военный лётчик 1-го класса, подполковник, начальник воздушно-огневой подготовки 61-й авиабазы, дислоцированной в г. Барановичи - Владимир Николаевич Карват.
21 ноября 1996 года он посмертно награжден званием «Герой Беларуси». Имя героя сегодня носят улицы в Минске, Бресте, сквер в Барановичах. В деревне Арабовщина Барановичского района установлен памятник подвигу Владимира Карвата в виде пикирующего самолета.
В мае 2021 года два молодых офицера повторили подвиг Владимира Карвата. При выполнении учебно-тренировочного полета, разбился военный самолет ЯК-130, полет выполняли командир звена учебно-боевой эскадрильи 116-й ШАБ майор Андрей Владимирович Ничипорчик и летчик звена учебно-боевой эскадрильи на ЯК-130 116-й ШАБ лейтенант Никита Борисович Кухоненко. В честь погибших летчиков открыли мемориал в городе Барановичи на улице Розы Люксембург, в виде улетающих в небо двух кованых журавлей на фоне самолета ЯК-130.
«…Не зная, что это последний полёт.
Всем сердцем стремясь в поднебесье,
Простые ребята ведут самолет,
Но вдруг он прервал свою «песню».
Он рвется к земле, под ними дома,
Машины, мосты, переулки,
Вон в детском саду суета, кутерьма –
Детишки вернулись с прогулки.
И надо бы прыгать, но прыгать нельзя,
Минута … секунда … мгновенье…
Запомним навечно мы их имена,
За их непростое решение…» / Е.Юркевич
Улица Розы Люксембург город Барановичи