Развитие гродненского нотариата в послевоенное время
9 августа 2022
Гродненская область
«Трудности пути, препятствия, расслабление, уныние – все эти случайности,
которые приходят и отходят, на них нечего обращать внимание.
Надо им противопоставлять убеждение, что цель впереди верна и что средства,
которые нам даны, надежно ведут к ней. От этого все тревоги будут отходить,
наполняя душу доброй надеждой».
(святитель Феофан Затворник)
В конце 1930-х годов была разработана система мероприятий, направленных на существенное повышение значимости нотариальных органов, но эти преобразования в системе государственного нотариата на территории Белорусской ССР были прерваны военными действиями. После освобождения белорусской республики от немецкой оккупации начался новый этап в развитии нотариата.
Народным комиссариатом юстиции Белорусской ССР в конце 1943 года была поставлена задача – организовать государственные нотариальные конторы, выполнение которой было возложено на управления Народного комиссариата юстиции и местные органы исполнительной власти. Если на 23 февраля 1944 года было организовано всего 5 государственных нотариальных контор, то на 1 января 1946 года – уже 83 государственные нотариальные конторы, в которые было принято 92 нотариальных работника. Таким образом, менее чем за один год была восстановлена сеть государственных нотариальных контор и возобновлена деятельность органов государственного нотариата.
2 октября 1944 года и в Гродно начала свою работу нотариальная контора. Безусловно, что в эти тяжелые послевоенные годы, когда все надо было поднимать из руин, работа нотариальных контор по Гродненской области также находилась в стадии становления. Как следует из ответа Начальнику отдела нотариата НКЮ БССР т.Цветкову от начальника областного УНКЮ по Гродненской области Устюжанина от 06.12.1944 года, «всего по Гродненской области предусмотрено открыть 8 нотариальных контор. На сегодняшний день работает только одна городская нотариальная контора в городе Гродно. За отсутствием работников остальные 7 контор не работают».
Для того чтобы понимать, хотя бы немного, ту послевоенную жизнь в городе Гродно, отвлекусь и акцентирую внимание на двух решениях исполкома Гродненского областного Совета депутатов трудящихся.
Но прежде хочется вспомнить народную мудрость: «Покуда есть хлеб и вода, все не беда», «Хлеб – Батюшка, вода – Матушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Лучше хлеб с водою – чем пирог с бедою». Хлеб в русских пословицах символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Хлеб – это символ жизни, вода – необходимое для существования и созидания, поэтому первые решения исполкома были направлены на обеспечение города хлебом и водой!
«Решение №85 исполкома Гродненского областного Совета депутатов трудящихся «Об обеспечении города Гродно водой» от 25 сентября 1944 года: «Принять к сведению заявление председателя Гродненского горисполкома т.Савкова и директора водоканала т.Бартновского, что первая очередь восстановительных работ разрушенной немецкими захватчиками Гродненской водонасосной станции окончена, в результате чего в ближайшие дни городу будет подаваться до 2 тыс. кубометров воды в час. Обязать Гродненский горисполком немедленно закончить ремонт хлоратора, организовать восстановительные работы второй очереди на водонасосной станции и закончить их к 7 ноября 1944 года.».
«Решение №246а исполкома Гродненского городского Совета депутатов трудящихся «Об обеспечении городского населения хлебом» от 16 декабря 1944 года: «В связи с тем, что имеющиеся в ведении Гродненского хлебокомбината хлебопекарни по своей производительной мощности не могут обеспечить население города хлебом, производственная мощность 11-12 тонн при потребности все возрастающего населения 18-20 тонн ежедневно, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся решает: 1. Восстановить и пустить в эксплуатацию хлебозавод по Индурской улице. 2. Обязать директора водоканала т.Бортновского произвести проверку и включение воды для хлебозавода. 3. Обязать директора гортопа т.Федосеева направить по указанию директора хлебокомбината дров для хлебопечения 200 кубометров. 5. Обязать директора Гродненского хлебокомбината начать производить выпечку хлеба на хлебозаводе 5 января 1945 года».
Эти два факта послевоенной жизни Гродно напоминают нам, что нотариусам, помимо овладевания навыками профессии (с которой часто они ранее и не сталкивались!), приходилось мириться с тяжестью жизни, с недостатком обеспечения, а зачастую – и с недостатком средств на существование…У нас иногда сегодня много жалоб на сегодняшнюю жизнь, но жизнь, которой мы живем – несравнима с теми жизненными обстоятельствами, которые были в послевоенные годы! Наверное, уместны здесь слова св.Феофана Затворника: «Терпение в жизни, что фон в картине: всюду оно требуется. Но настоящее терпение есть дар Божий, и подается он ищущим, которые хотя бы и через силу, напрягаются удерживать его при смущениях, неурядицах и нападках». Работа наших коллег в послевоенные годы – это проявление терпения и пример для всех нас.
Государственный нотариат республики в первые послевоенные годы столкнулся с такими проблемами, как отсутствие служебных помещений, инвентаря и юридической литературы. Государственные нотариальные конторы размещались, как правило, в помещениях судов или других государственных органов. Еще в 1946 году из 83 государственных нотариальных контор имели отдельные помещения только 26. Коллегия Министерства юстиции СССР обязала министров юстиции союзных республик принять «решительные меры к созданию нормальных условий работы нотариальных контор». Предполагалось, что нотариальные конторы, расположенные в областных центрах, должны располагаться не менее чем в двух комнатах, остальные – не менее чем в одной. Несмотря на неоднократные указания Совета Министров Белорусской ССР, некоторые исполнительные комитеты долгое время не находили возможности предоставить подходящие помещения для нотариальных контор.
Нужно отметить, что в плане расположения, нотариальной конторе города Гродно, можно сказать, «повезло». Уже с 1944 года, с момента начала своей работы, она располагалась в центре города, по улице Ожешковой, дом 2, в самостоятельном помещении, состоящем из двух комнат. Правда, нотариальная контора находилась в деревянном здании с печным отоплением. Поэтому и рабочий день зимой начинался гораздо раньше, чем положено. Прежде чем начать прием граждан, необходимо было создать комфортные условия для работы, протопив печь.
По соседству, в доме №1, по улице Ожешковой, в послевоенные годы размещалось Гродненское отделение управления Брест-Литовской железной дороги. В доме №3 по улице Ожешковой – Гродненский областной исполнительный комитет. Там же (в доме №3) располагалась и Областная комиссия по учету нанесения ущерба нашему городу немецкими оккупантами.
Инвентарь нотариальной конторы города Гродно, в первые месяцы после освобождения города, «насчитывал: простой стол – 1 шт., стоимостью 100 рублей; тумбочка с двумя отделениями – 1 шт., стоимостью 100 рублей; стул простой – 1 шт., стоимостью 50 рублей». Чуть позже из инвентаря появились еще 1 письменный стол, 1 простой стол, 4 стула. Старший государственный нотариус Грачева Нина Ивановна в докладной записке о работе нотариальной конторы за первое полугодие 1945 года по поводу небогатого инвентаря писала следующее: «нам недостаточно отпущено средств НКЮ БССР на 1945 год. Всего отпущено на приобретение инвентаря 4000 рублей и 1000 рублей на отопление и прочие расходы.».
Параллельно с организацией государственных нотариальных контор необходимо было решать кадровый вопрос. Приказом Народного комиссариата юстиции СССР от 20 апреля 1944 года №13 было установлено, что прием, перевод и увольнение нотариусов являются компетенцией народных комиссаров юстиции союзных республик. Начальники управлений Народного комиссариата юстиции получили право представлять кандидатов на должности нотариусов и оформлять соответствующие документы (автобиографию, анкету, характеристику).
С одной стороны, данный период времени с учетом последствий военных событий характеризовался «кадровым голодом», поэтому между государственными органами велась борьба за каждого работника. Источниками пополнения кадрового состава органов юстиции выступали специалисты: которые ранее служили в вооруженных силах и были демобилизованы; были партизанами; реэвакуировались обратно на территорию Белорусской ССР; присланные в целях оказания помощи из Народного комиссариата юстиции СССР. С другой стороны, требования к кандидатам в нотариусы были достаточно высоки: на должность нотариуса могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование, окончившие юридическую школу или имеющие двухлетний стаж работы в качестве судей, прокуроров, следователей, юрисконсультов или двухлетний стаж нотариальной работы.
Из докладной записки от 19 июля 1945 года «О работе органов Народного комиссариата юстиции и судов Белорусской ССР» народному комиссару юстиции СССР Н.М.Рыжкову: «Хотя все органы нотариата почти полностью укомплектованы, Народный комиссариат юстиции Белорусской СССР и его управления к укомплектованию подошли формально, стремясь лишь заполнить вакансии, не считаясь с тем, кем занимаются должности. В результате этого, среди нотариусов имеют общее высшее и среднее образование – 36 человек, низшее – 39 человек, высшее юридическое – 4 человека, среднее юридическое – 12 человек, окончило юридические курсы – 4 человека. 52 человека или 72% не имеют никакой юридической подготовки и из них 37 человек, или 51% впервые работают в органах юстиции и нотариата.
Из докладной записки о работе Гродненской городской нотариальной конторы за первое полугодие 1945 года, подписанной старшим нотариусом Грачевой Ниной Ивановной:
«Кадровый состав нотариальной конторы города Гродно следующий:
- Грачева Нина Ивановна – старший нотариус, 1916 года рождения, член ВКП(б) с 1941 года, образование – общее среднее, специальное юридическое высшее, окончила в 1944 году Всесоюзный Заочный Юридический Институт, прибыла из Киргизской ССР, город Фрунзе, в органах юстиции работает с 1939 года, в системе нотариата – с 1940 года, на национальности – русская.
- Веселова Вера Григорьевна – заместитель старшего нотариуса, 1923 года рождения, член ВЛКСМ с 1938 года, образование – общее среднее специальное – заочница Ленинградской юридической школы 2 курса, в органах юстиции работает с сентября месяца 1944 года, на данной должности – с 10 марта 1945 года, по национальности – русская.
- Пересвет-Солтан Петр Игнатьевич – старший консультант, 1866 года рождения, беспартийный, образование – общее среднее специальное юридическое, закончил Московский Университет в 1892 году, юридическое отделение, в системе юстиции работает с 1906 года, с 1906 по 1918 годы – мировой судья. С 1918 по 1929 годы – участковый народный судья города Гомеля. В 1924 году возвращается в Польшу, в город Белосток, с 1924 по 1939 годы занимал должность мирового судьи. С 1933 года по 1938 год работал нотариусом. В 1938 году ушел на пенсию. На данной должности консультанта Гродненской нотариальной конторы – с ноября 1944 года, по национальности – поляк. Правда, с 1 августа 1945 года уезжает в Польшу.
- Гапоник Валентина Андреевна – ответственный исполнитель, 1927 года рождения, беспартийная, образование – 7 классов польской школы и 2 класса русской школы, белоруска, на данной работе – с 25 ноября 1944 года.
- Аплевич М.А. – уборщица, рассыльная.».
Из отчетного доклада работы нотариальных контор Гродненской области за второе полугодие 1945 года:
«В нотариальных конторах Гродненской области работает:
По национальному составу;
- русских – 5 человек;
- белорусов – 1 человек.
По возрасту:
До 30 лет – 5 человек;
- до 50 лет – 1 человек.
По партийности:
- членов ВКП (б) – 2 человека;
- кандидатов в члены КП (б) – 1 человек;
- беспартийных – 2 человека.
По образованию:
- среднее общее – 3 человека;
- неоконченное среднее – 3 человека;
- юридическое высшее – 1 человек;
- 3-месячные юридические курсы – 1 человек;
- не имеющих юридического образования – 4 человека (статистика «по образованию» относится не только к нотариусам, но ко всем работающим в нотариальных конторах).
По стажу работы в органах юстиции:
- до 1 года – 1 человек;
- до 2 лет – 2 человека;
- до 6 лет – 2 человека;
- до 14 лет – 1 человек.
В частности,
- ст. нотариус г. Гродно т.Грачева – 5 лет;
- зам.ст.нотариуса т.Веселова – 2 года;
- нотариус г. Лида т.Жукова – 11 месяцев;
- нотариус г. Волковыска Струкачева – 10 месяцев;
- нотариус г. Щучина т.Фомичева – 8 месяцев;
- ревизор по нотариату УНКЮ т.Столярова – 6 месяцев.».
Жизнь настоятельно требовала обучения нотариусов. Эта работа в послевоенные годы велась по трем направлениям:
- заочное обучение в высших и средних специальных учебных заведениях. В то время государственные нотариусы получали высшее юридическое образование во Всесоюзном юридическом заочном институте, среднее специальное – в юридической заочной школе. Министерство юстиции СССР, принимая во внимание сложное материальное положение учащихся в этих учебных заведениях, установило льготу в виде сохранения на время учебно-экзаменационных сессий, сдачи государственных экзаменов, зарплаты по месту постоянной работы. Несмотря на такие льготы со стороны государства, не все нотариусы должным образом относились к обучению. Так, в 1947 году из 50 нотариусов-заочников только 16 выполнило учебный план полностью. К государственным нотариусам, которые не желали учиться, повышать квалификацию, принимались различные меры воздействия, плоть до замены их новыми, подготовленными кадрами.
- прохождение краткосрочных юридических курсов, на которые, в первую очередь, направлялись нотариусы, не имеющие юридической подготовки. Приказом Народного Комиссара юстиции БССР №11 от 13.08.1945 в целях повышения квалификации нотариусов и ревизоров областных УНКЮ Белоруссии по нотариату была установлена организация в городах Гродно, Пинске и Бобруйске краткосрочных пятнадцатидневных юридических курсов, с обязательным посещением занятий.
- прохождение производственной практики под руководством старших нотариусов или их заместителей. В докладной записке Гродненской городской нотариальной конторы за первое полугодие 1945 года старшим нотариусом Грачевой Ниной Ивановной было отмечено, что районные нотариусы Гродненской области проходили практику в Гродненской городской нотариальной конторе в соответствии с требованиями приказа №9 от 04.04.44 НКЮ СССР о порядке прохождения нотариусами производственной практики. Срок пребывания на практике – не менее трех недель.
С целью поддержания высокого качества работы нотариусов Положением о государственном нотариате Белорусской ССР от 7 июня 1950 года было установлено, что нотариусами могли быть лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование. В отдельных случаях на работу нотариуса принимали лиц, не имеющих юридического образования, но проработавших не менее трех лет в органах юстиции. При приеме на должность, вновь назначенные нотариусы проходили стажировку и сдавали «обязательное испытание».
Законотворчество также не стояло на месте. Наиболее важными нормативными правовыми актами, принятыми в этот период, были Положение о государственном нотариате Белорусской ССР от 4 декабря 1929 года и Инструкция о порядке выполнения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся Белорусской ССР от 9 августа 1950 года, которая заменила Инструкцию 1930 года.
Этим материалом мне хотелось показать те условия, в которых начиналась послевоенная деятельность наших коллег, ведь обращение к прошлому: далекому или близкому – это память. Память о нашем прошлом, которая дает силы жить и развиваться настоящему!
Значение сегодняшнего дня в том, что через воспоминания нашей Великой Победы, послевоенной жизни в рамках истории собственной семьи, либо общественной или профессиональной деятельности, мы способны обрести то зрение, которое является самым важным. Замечательно, что память об этом важнейшем в истории Отечества событии сохраняется, несмотря на то, что естественным образом время, отделяющее нас от Дня Победы, становится все более продолжительным.
По воспоминаниям очевидцев послевоенного времени – наших коллег: «люди жили просто, но были радостны».
В завершение хочется привести диалог прп. Паисия Святогорца:
«- Человек радуется, когда любит?
- Нет, наоборот! Когда любит, радуется. А когда любовь умножается, тогда человек не ищет радости для себя, но хочет, чтобы радовались другие.
- Это значит, что радость проистекает из чего-то, а любовь существует сама по себе?
- Да, так и есть. Любовь существует сама по себе, в то время, как радость проистекает из любви. Когда отдаешь любовь, тогда приходит радость. Человек отдает любовь и получает радость, вознаграждается за любовь радостью, которую испытывает».
Подпишитесь на новостную рассылку и получайте интересующую Вас информацию первыми!