Цветы у обугленного колоса
На мемориале в селе Брицаловичи Осиповичского района — надпись: «Iм больш нiколi нiвы не бачыць. Тым, хто загiнуў ад катаў фашыстаў». В центре комплекса — стела в виде обу¬гленного ржаного колоса;
по сторонам ее — плиты с именами невинно убиенных сельчан, партизан и красноармейцев; на боковых гранях постамента — рельефные изображения стариков, женщин, детей, фигуры домашних животных.
22 марта представители нотариальной конторы Осиповичского района пришли поклониться памяти земляков, чьи жизни перечеркнула война...
Первый памятник на месте гибели мирного населения появился в 1955-м. В 1971 году открыли мемориальный комплекс «Жертвам фашизма, советским воинам и партизанам». По словам сельчан, первоначально здесь была фигура мальчика.
Прототипом ее послужил 10—12-летний местный ребенок, которого изверги изувечили и живым бросили в огонь. Имени и фамилии его никто не помнил, но очевидцы описали внешность скульптору… В конце 1980-х фигурку сменила композиция «Сожженная деревня».
А в 2021-м на одну из мемориальных плит добавили фамилии еще десяти красноармейцев, погибших в этих краях.
О трагедии, случившейся 13 января 1943 года, в Липенском сельсовете знает каждый: Брицаловичи, до войны насчитывавшие более 700 жителей, исчезли в один день. Чудом уцелели лишь несколько человек.
Из опроса партизана Ивана Потопейко, 1918 года рождения: «У многих партизан в Брицаловичах жили семьи, в том числе и моя. От родных мы узнали, что переводчик, служивший в немецкой комендатуре, заверил их, мол, фашисты заберут скот, но людей трогать не будут».
Скот каратели забрали. Село сожгли. А с ним — 676 стариков, женщин, детей.
Михаил Варакса, местный житель, который, будучи раненым, сумел вырваться из огненного пекла, так описывал день расправы: «Нас согнали в два дома и два больших сарая, подожгли. Пытавшихся бежать пристреливали. Тех, кто по старости или болезни не смог прийти к месту сбора, убили в их хатах».
Эта трагедия, как и тысячи таких же чудовищных преступлений, совершенных в годы Великой Отечественной войны, навечно выбита в камне и в сердце белорусского народа. В сердце народа-победителя, сильного и великодушного, умеющего прощать.