О героях былых времен
Нотариус Витебского нотариального округа Людмила Зуйкова поздравила ветерана Великой отечественной войны, труженика тыла Александра Семёновича Шванштейна с наступающим праздником – Днём защитника Отечества.
Немного из биографии Александра Семёновича. Является почетным ветераном УО «Витебский государственный индустриально- технологический колледж». Начиная с 1958 года он свою жизнь связал с профессиональным образованием. Сегодня Александр Семенович в свои 99 лет молод душой, энергичен, помнит всех коллег, с которыми работал и с удовольствием со всеми общается.
Летом 1941 года Александру Семеновичу исполнилось 16 лет, он закончил восьмой класс в школе № 7 г. Витебска, сегодня это ГУО «Средняя школа № 27». День 22 июня 1941 года он очень хорошо помнит:
Как начиналась война (Из воспоминаний Шваштейна А.С.)
«22 июня мы с ребятами пошли в лес, за Тирасполь, собирать землянику. Когда возвращались, обратили внимание, что люди собрались около репродуктора и внимательно что-то слушали …Так мы и узнали, что началась война. В этот же день немцы разбомбили аэродром. Наши самолеты так и не смогли подняться в небо…»
22 июня 1941 года, сразу после нападения фашистской Германии на СССР, Витебский обком КП(б)Б провёл экстренное совещание руководящих партийных и комсомольских работников. В городе была объявлена срочная мобилизация в Красную Армию.
В городе было сформировано народное ополчение, которое насчитывало более 2 000 человек и повсеместно были организованы отряды противовоздушной обороны. В один из таких отрядов входил и 16-летний Саша: «Вместе со своими одноклассниками мы дежурили на крыше родной школы. На случай, если будет нанесен авиаудар, мы должны были тушить «зажигалки».
К сожалению, немецкая армия быстро продвигалась в глубь страны. По воспоминаниям самого Александра Семеновича 5 июля, за неделю до захвата Витебска, семье удалось уехать из города. Родной дядя помогает семье Шванштейн уехать из города вместе со своей свояченицей, Соломоник Анной Ефимовной, которая в то время работала заместителем директора Витебского государственного исторического музея (сегодня УК «Витебский областной краеведческий музей»). Так, волей судеб, Александр Семенович оказался среди тех, кто спасал коллекции музея. Фонды музея были спешно погружены в товарный поезд и отправлены в Саратов, а среди сопровождающих ценный груз была семья Шванштейн. Дорога была трудной, поезд постоянно бомбили немецкие самолеты. Семья добралась до Аткарска.
В эвакуации начались трудовые будни. Трудился в совхозе, занимался уборкой урожая. После окончания сельскохозяйственных работ пришлось искать новую работу. Александр устроился мотористом в баню, где ему приходилось качать воду из колодца, а затем нагревать её в паровом котле, работали по 12 часов. Баня работала круглосуточно, обслуживая маршевые роты солдат, отправляющихся на фронт.
Из воспоминаний:
«Сначала был учеником токаря, после обучения работал токарем на заводе. Трудились по 12 часов, в две смены: с 6 утра до 18:00, с 18:00 до 6 утра. Изготавливали комплектующие для пятидесятимиллиметровых ротных миномётов. Мне удалось увеличить показатели плана на 650%, объединив три операции в одну. За хорошую работу выдавали бесплатные стахановские обеды. Семье уже было гораздо легче».
Параллельно в Атгарске Шванштейн закончил девятый класс в школе для взрослых №1 им. В.В. Куйбышева. На заводе он проработал до августа 1942 года.
С 1 августа 1942 года проходил службу в батальоне химической защиты, откуда его отправили на учёбу в танковое училище в городе Сызрань. В декабре 1942 г., когда немецкие войска подошли к Сталинграду, всех учащихся по приказу направили в действующую армию.
Александр Семенович очень хорошо помнит этот день:
«Нас подняли по тревоге, построили и зачитали приказ о том, что нас всех отправляют в действующую армию. И буквально следом за приказом из штаба пришло распоряжение, чтобы учащиеся 1924-1925 года рождения вернулись в казармы и продолжали учебу. Остальных командировали под Сталинград…Я не знаю, был бы я жив, если бы участвовал в Сталинградской битве».
Службу продолжал, охраняя тылы действующей армии, в конце 1944 года, после ранения был отправлен в госпиталь, где пролежал 7 месяцев. В родной Витебск смог попасть только в 1947 году. Город в 1947 году еще не восстановлен, только начал подниматься из руин.
Из воспоминаний Александра Семеновича:
«Хорошо помню, что от вокзала с одной стороны была видна наша Ратуша, с другой – костёл Святой Варвары. От жилых домов ничего не осталось.»
Постепенно Витебск возвращался к мирной жизни. В родной город вернулись люди из эвакуации.
В мирной жизни белорусский народ совершал подвиг по восстановлению разрушенной, уничтоженной экономики, возрождению населенных пунктов. Александр Семенович и здесь не остался в стороне, с 1948 года работал в Витебской швейной артели «Победа», механиком по обслуживанию швейного оборудования, потом главным механиком. В 1957 году переведен механиком на фабрику «Знамя индустриализации».
День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Они строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям.