Спрашивали? Отвечаем! Бесплатное консультирование в ПЦПИ
Витебская областная нотариальная палата и нотариусы Витебского нотариального округа на постоянной основе тесно сотрудничают с публичными центрами правовой информации, созданными на базе библиотек. Здесь граждане могут получить доступ к необходимой правовой информации, подобрать документы по запрашиваемой тематике. Приятным сюрпризом в преддверии новогодних праздников стало издание библиотекой очередного выпуска информационной брошюры «Правовое регулирование нотариальной деятельности в Республике Беларусь» с разъяснением вопросов, входящих в компетенцию нотариуса.
Традиционно, на базе ПЦПИ Витебской областной библиотеки им. В. И. Ленина, все желающие смогли получить бесплатную консультацию нотариуса. Прием граждан провела нотариус Витебского нотариального округа Майя Грень. Вот некоторые вопросы, поступившие от граждан.
- Хочу составить завещание, какие мне нужны документы и сколько стоит?
- Для удостоверения завещания Вам необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, если Вы является пенсионером или инвалидом, то соответствующие документы, подтверждающие право на льготу.
Если Вы сами пишете завещание, то нотариальный тариф за удостоверение завещания составляет 100 процентов базовой величины. Если Вы являетесь лицом, которому назначена пенсия в Республике Беларусь, инвалидом I или II группы, то нотариальный тариф за удостоверение завещания составляет 50 процентов от установленного нотариального тарифа.
Завещание может быть составлено нотариусом с Ваших слов в присутствии свидетеля. Свидетель должен быть с документом, удостоверяющим личность. В этом случае, кроме оплаты нотариального тарифа за удостоверение завещания, подлежит оплате нотариальный тариф за составление проекта завещания, который составляет 20 процентов базовой величины.
- Умер отец, зарегистрирован он был один в квартире в городе Витебске. У него остался дом и земельный участок в деревне. Мы с братом пропустили срок для принятия наследства. В сельском Совете отказали в выдаче справки, подтверждающей факт принятия наследства. Обоснован ли отказ?
- Принятие наследства осуществляется путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя, и путем фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом.
В случае пропуска указанного срока наследники должны подтвердить факт принятия наследства.
Согласно законодательству признается, что наследник фактически вступил во владение или управление наследственным имуществом, в частности, когда наследник: принял меры к сохранению имущества, произвел за свой счет расходы на содержание имущества и т.д.
Документом, подтверждающим факт принятия наследства, может быть справка, выданная в сельском Совете о том, что наследник ухаживал за домом, обрабатывал земельный участок. Подтвердить факт принятия наследства является правом должностного лица сельского Совета, а не обязанностью.
Для подтверждения факта принятия наследства Вы имеете право обратиться в суд.
- Хочу продать жилой дом в Витебске, но слышала, что я могу это сделать только после того как приватизирую свой земельный участок. Так ли это?
Начнем с того, что приватизация земельного участка – это приобретение земельного участка в частную собственность из государственной собственности. Приватизация предусматривает внесение гражданами определенной суммы за выкупаемый земельный участок. Для продажи жилого дома не обязательно приватизировать, т.е. выкупать земельный участок, достаточно зарегистрировать земельный участок и права на него.
Для оформления прав на земельный участок и получения соответствующих документов Вам необходимо обратиться в Республиканское унитарное предприятие "Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру". После надлежащего оформления прав на земельный участок Вы сможете заключить договор купли-продажи жилого дома.
- Брат выдал мне доверенность на оформление документов для продажи дома. Пока я их оформлял, брат умер. Мне сказали, что теперь я не смогу продать дом, но ведь срок доверенности еще не истек.
Вас правильно проконсультировали. Прекращение действия доверенности связано не только со сроками. Доверенность утрачивает силу также в случаях: отмены лицом, выдавшим ее; отказа лица, которому выдана доверенность; смерти гражданина, выдавшего доверенность; объявления его умершим; признания его недееспособным; ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.