Какой вид права выгоднее для владения земельным участком
Сельчанин, всю жизнь проживший на одном месте, знающий каждую травинку на огороде, зачастую даже не задумывается, зарегистрирован ли его участок. Какая, мол, разница — он и так перейдет детям. Если руки до этого все же доходят либо документы на надел после родителей действительно оформляют дети, встает вопрос: как лучше зарегистрировать сотки? Вместе с нотариусом Минского областного нотариального округа Радмилой ЩИРОЙ разбираемся, в чем особенности разных видов прав на земельные участки. Всегда ли частная собственность позволяет свободно распоряжаться недвижимым имуществом и ограничивает ли в сделках право пожизненного наследуемого владения?
Белорусам предлагается несколько видов владения землей, в числе которых право собственности, пожизненное наследуемое владение и аренда. В чем их отличия?
— Когда земля в собственности, ее можно отчуждать — дарить, продавать, менять. Но в установленном законодательством порядке, — разъясняет Радмила Александровна. — Даже собственник в определенных случаях не может свободно распорядиться землей. К примеру, та предназначена для возведения капитального строения, а здания на ней нет. В этом случае не продадите свой надел до тех пор, пока не зарегистрируете построенный жилой дом либо незавершенное законсервированное капитальное строение. Кстати, если земельный участок предоставляется вам для строительства и обслуживания жилого дома как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, тоже действует ограничение, связанное с отчуждением. Его нельзя свободно продавать в течение 8 лет с момента государственной регистрации строения. То есть сперва нужно построить дом, затем зарегистрировать и только спустя 8 лет искать покупателя.
У участков, которые находятся в пожизненном наследуемом владении, другой удел — любые сделки с ними запрещены. Владеть — владейте, а продать — не можете.
Обладателями двух вышеперечисленных прав могут быть только белорусы. Единственный вариант, когда иностранный гражданин вправе стать хозяином земельного участка, — наследование. Предположим, дети уехали на ПМЖ в Европу, где получили гражданство. А в Лепельском районе, условно, остались родители. После них унаследовать участок в деревне уже неграждане Беларуси смогут. В иных случаях иностранец вправе купить у нас лишь дом, землю же получит в аренду.
Этот вид владения, к слову, встречается немного реже. Как правило, собственник строения в таком случае — нерезидент страны. Земля может быть предоставлена по договору аренды сроком до 99 лет. Юрист замечает, что наши люди в аренде не очень заинтересованы. Выберут, скорее всего, собственность либо пожизненное наследуемое владение.
ТИПИЧНЫЙ случай. Сельчанин решает оформить участок в собственность. Новость об этом тут же узнают соседи. Что же делать, ведь хуже Ваньки быть не хочется… В действительности эта процедура, по мнению Радмилы Александровны, кардинально положение дел не меняет. А вот в копейку обойдется. Смоделируем ситуацию: предположим, живете в деревенском домике, вокруг которого 25 соток земли. Там выращиваете помидоры-огурцы, разбили небольшой сад. Ваше? Ваше. Даже несмотря на то, что земля не в собственности, а в пожизненном наследуемом владении. И вдруг решаетесь стать «как все» — оформить землю на себя и перевести в частную собственность. Для этого нужно всего ничего — заплатить кадастровую стоимость. Она-то и становится камнем преткновения. Порой люди просто не в состоянии отдать немалые деньги. О какой сумме речь? К примеру, в моей родной деревне Светлый Путь Минского района у родителей 25 соток. Кадастровая стоимость участка — больше 6 тысяч долларов. Готовы ли они заплатить, чтобы сотки стали принадлежать им? На деле ведь останутся с той же землей с огородом и яблоней у окна. Думаю, нет.
— Если земля в частной собственности, предметом договора будут дом и земля, в пожизненном наследуемом владении — лишь строение, — отмечает нотариус. — Причем в первом случае если продаете и дом, и землю, цены на них в договоре купли-продажи должны быть расписаны отдельно. Почему? Продать участок вправе за сумму, определяемую соглашением сторон, но не ниже кадастровой стоимости земли. В моей практике бывали такие случаи, когда сам дом в итоге обходился очень дешево. Земля составляла, условно, 90 процентов от оговоренной суммы, а строение — всего 10.
Порой люди думают, если участок оформлен, значит, находится в собственности. Нотариусу попадались такие клиенты:
— Приходят продавец и покупатель для оформления договора купли-продажи участка с домом. Смотрим: дом действительно принадлежит продавцу, а земля в пожизненном наследуемом владении. По сути, продается только строение. Оно — предмет договора, а земля переходит покупателю на том же праве. Иногда это отражается на стоимости сделки. Стороны пытаются снова дебатировать этот пункт. Поскольку, когда согласовывали вопрос, покупатель предполагал, что приобретает в собственность и дом, и участок.
Правда, в последнее время чаще землю оставляют в пожизненном наследуемом владении. Ведь вид права имеет значение для собственника лишь в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, например при сносе жилых домовладений для строительства жилья, дорог. За землю, которая находится в частной собственности, предоставляется компенсация в размере кадастровой стоимости. Что же касается строений, посадок и других объектов на участке, то и в одном и в другом случае собственнику полагается возмещение.
— Важное дополнение: любой земельный участок предоставляется для определенных целей, будь то собственность, пожизненное наследуемое владение, аренда. И нарушать это целевое назначение нельзя, — поясняет Радмила Александровна. — Если земля предназначена для строительства и обслуживания жилого дома, завод там не поставите. Для ведения личного подсобного хозяйства дом не возведете. Нарушение целевого использования становится основанием для изъятия земли даже из собственности. Об этом предупреждают нотариусы и при оформлении наследства на земельные участки, и при удостоверении договоров.
Подробнее читайте на сайте "Сельской газеты"