Суррогатное материнство: очень интересное положение
нотариус Минского городского нотариального округа Юля Левицкая.
Договоры о суррогатном материнстве, заключаемые в Беларуси, предусматривают все риски для обеих сторон
Выносить и родить здорового малыша, а то и двоих-троих — мечта многих женщин. Но познать счастье материнства, к сожалению, может не каждая. Успехи медицины в области репродуктивных технологий подарили надежду людям, которые отчаялись иметь детей. Один из вариантов — суррогатное материнство: дает шанс тем, кто в силу физических особенностей или медицинских противопоказаний не может самостоятельно зачать, выносить и родить ребенка. Процедура легализована законодательством еще в 2006 году — тогда в Кодексе о браке и семье появилась соответствующая статья, а в 2012-м — Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях».
Сегодня мы расскажем об особенностях этого вида договора: кто может стать сурмамой, обязана ли она отдавать ребенка генетическим родителям и во сколько выльется такая услуга.
Естественно, медицинский отбор
Начнем с того, что по нашему законодательству воспользоваться услугами суррогатной мамы может не каждая семейная пара. Только потому, что женщина, предположим, боится рожать или не хочет расставаться со стройной фигурой, взвалить эту миссию на другую не вправе. Для этого есть четкие основания. Самое главное — медицинское: в силу показаний женщина неспособна выносить и родить ребенка.
— Это основное требование, которое должно быть подтверждено медсправкой, — уточняет нотариус Минского городского нотариального округа Юля Левицкая, заверяющая соглашения между генетическими и суррогатными родителями. — Документ предоставляет и будущая суррогатная мама. Она проходит сложное комплексное исследование, которое подтверждает — в силах дать новому ребенку жизнь. Кто прибегает к такой услуге? Чаще это пары в возрасте около 35—40 лет. Моложе — реже, ведь супруги пытаются сперва опробовать основные методы лечения. Встречаются, правда, и семьи за 45. Такой вид договора заключается между суррогатной матерью, с одной стороны, и генетической, с другой. Причем у второй есть варианты — использовать как свою, так и донорскую яйцеклетку (если собственная неспособна к оплодотворению). Донором не может быть та, которая будет вынашивать плод. А вот родственники — вполне. Был случай, когда девушка прибегла к материалу сестры. Для нее это было важно с той позиции, что человек для нее не чужой.
Требования к сурмамам немного шире. Нет, это не заветные 90—60—90, хорошие гены и диплом о высшем образовании в кармане. Чтобы выносить и родить чужого ребенка, во-первых, нужно состоять в браке. Причем такой мамой можно стать только с согласия супруга. Во-вторых, у пары уже должен быть свой ребенок. Важен и возраст женщины — от 20 до 35 лет. В законе могут появиться изменения, которые как раз затрагивают возраст. Предусматривают его повышение до 49 лет, если сурмама родственница, состоит в браке и имеет несовершеннолетнего ребенка. Подойдет и следующий набор критериев — родственница и имеет ребенка старше 18 лет. В этом случае брак необязателен.
На полном содержании
Договор о суррогатном материнстве предусматривает ряд условий для сторон. Юля Владимировна останавливается на существенных:
— Прописывается количество эмбрионов, которые будут перенесены в матку суррогатной матери. В основном их не более двух. Указывается медучреждение, в котором будет происходить соединение яйцеклетки и сперматозоида, сам перенос эмбриона. Соглашение включает и обязанность выполнять все предписания врача, представлять генетической матери информацию о состоянии здоровья — своего и ребенка. Важно, и документально это должно быть отражено, место, где сурмама проживает в период, когда ждет малыша.
Если, к примеру, генетические родители хотят контролировать ответственный период и регулярно видеть женщину, могут снять ей в том же городе квартиру либо предоставить свою. Чтобы в случае непредвиденных обстоятельств быть рядом. Но не все настаивают, чтобы будущая роженица ехала, предположим, в Минск — она может оставаться и у себя дома.
В Беларуси в 2019 году зарегистрировано более четырех десятков договоров о суррогатном материнстве. Нотариусы отмечают: рост их числа связан с повышением правовой культуры.
Еще один важный пункт договора — стоимость услуги. В нее входят ежемесячное содержание сурмамы — питание, проживание, возмещение расходов на медобслуживание во время вынашивания, родов и послеродовой период. В среднем это сумма от 15 до 25 тысяч долларов. Правда, сюда не входят услуги медцентра — их родители оплачивают отдельно. В среднем это еще примерно 4—5 тысяч долларов.
Кстати, отношения могут строиться и на безвозмездной основе. Правда, суррогатной мамой должна выступать родственница (кровная). К примеру: тетя хочет выносить ребенка для племянницы, которая такой возможности не имеет. В этом случае можно обойтись и без кругленькой суммы.
В то же время как генетические родители, так и сурмама могут прописать персональные пожелания. К примеру, предусмотреть компенсации: если женщине делают кесарево сечение. Или в результате репродуктивной технологии на свет появляются двое детей — за второго родители вносят дополнительную сумму. Не обходится и без штрафных санкций в договоре — когда, предположим, выкидыш случается по вине сурмамы.
— Каждый договор особенный, — считает юрист. — Потому что личностный не может быть заключен по доверенности. К тому же основан на взаимоотношениях. Документ, по сути, творческий, ведь должен учитывать желания обеих сторон. Кому-то, к примеру, нужно едва ли не несколько раз в день звонить сурмаме, другим достаточно более редкого общения. Кстати, отношения между сторонами договора в основном очень хорошие. Будущие родители подходят к выбору кандидатуры ответственно. Бывали такие случаи, когда рассматривали несколько — встретившись, семейная пара понимала, что женщина им не подходит — не их человек. Это важно, ведь период общения сторон длительный — больше девяти месяцев.
А родители кто?
Интересен вопрос и с пособиями. До родов все государственные выплаты получает суррогатная мама. После рождения ребенка — генетическая. На ее имя дается справка из роддома, где она вписана матерью. На основании этого документа женщина уходит в декрет. Особенность нашего законодательства в том, что различные манипуляции со стороны суррогатной матери исключены. В России, к примеру, родители вносятся в актовую запись о рождении ребенка только с ее согласия. Это не защищает их от того, что сурмама вдруг не захочет отдавать ребенка. У нас такой сценарий не пройдет.
— В этом плане все четко урегулировано, — замечает Юля Владимировна. — Родителями признаются именно генетические — те люди, которые заключили договор с суррогатной матерью. И это бесспорно. К тому же передача ребенка — существенное условие договора, без которого он попросту не будет заключен. Как и обязанность матери принять малыша.
То есть невозможен и второй вариант, когда супружеская пара отказывается от чада, если тот родился с какими-либо заболеваниями или отклонениями. Или не подходит по полу: УЗИ показало, что будет девочка, а родители всю жизнь хотели мальчика. Выбирать пол ребенка можно лишь в том случае, когда есть вероятность наследования заболеваний, связанных с ним.
Когда ребенок попадает к родителям? Обычно, как только рождается. Супруги не хотят, чтобы сурмама контактировала с чадом. В большинстве случаев из-за того, что у выносившей женщины могут проснуться чувства к малышу. А он, не стоит забывать, чужой.
А КАК У ДРУГИХ
Во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, некоторых штатах США (Аризоне, Мичигане, Нью-Джерси) суррогатное материнство запрещено полностью. В некоторых юрисдикциях разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство — таковы австралийский штат Виктория, Великобритания (допускается лишь оплата текущих расходов суррогатной матери), Дания (с серьезными ограничениями), Канада, Израиль, Нидерланды (запрещены реклама, предложение услуг, подбор матерей), некоторые штаты США (Нью-Гэмпшир, Вирджиния). В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии суррогатное материнство не регулируется законом, но фактически имеет место.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Суррогатное материнство в мире достаточно распространенное явление. Его использовали Алена Апина, Майкл Джексон, Рики Мартин, Сара Джессика Паркер, Николь Кидман, Элтон Джон, Криштиану Роналду, Филипп Киркоров, Алла Пугачева и Максим Галкин, Шахрух Хан, Сергей Лазарев, Дмитрий Маликов.
Подробнее читайте на сайте "Сельской газеты"