Законы совершенствования
15 января 2024
Белорусская нотариальная палата
Президент подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Основная цель корректировок — повышение доступности услуг, совершенствование обслуживания населения. Уже через полгода нотариусы смогут удаленно выдавать электронное свидетельство о праве на наследство, о праве собственности без посещения нотариуса, обеспечивать письменные доказательства для рассмотрения дел в судах Беларуси, свидетельствовать верность перевода документа, а также ряд иных нотариальных действий. Как это будет работать, а также о других планируемых новациях в цифровизации сферы рассказала Наталья Борисенко, председатель Белорусской нотариальной палаты.
— Нотариат — институт с многовековой историей, он помнит и фиксацию фактов на глиняных дощечках, и переход на бумажный документооборот. Сейчас нотариат, и не только белорусский, ощущает на себе переход в иной формат фиксации юридических фактов — цифровой, чтобы соответствовать духу времени, запросам общества и государства. Нотариат не должен отставать от тенденций современности, и прежде всего запроса общества.
Белорусская нотариальная палата имеет статус Базовой организации государств — участников СНГ в сфере нотариальной деятельности.
В 2013-м Указ Президента № 523 определил организационные и социально-экономические основы деятельности нотариата. За десять лет в Беларуси совершено почти 15 миллионов нотариальных действий. Сегодня в минуту в стране совершается три нотариальных действия, работает 211 нотариальных контор и 45 бюро, где трудится около 800 нотариусов и примерно 700 сотрудников.
Нотариату удалось концептуально решить важнейшие задачи, поставленные Главой государства. В первую очередь по организации нотариального обслуживания в республике, обеспечению доступности услуг населению, сохранности и учету документов нотариальных архивов, внедрению в нотариальных конторах и бюро единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел.
— В 2013 году Министерству юстиции и Белорусской нотариальной палате (БНП) поручили разработать и внедрить единую информационную систему учета нотариальных действий и наследственных дел, она заработала уже в 2017-м. За десять лет произошла поэтапная автоматизация всех процессов — сбора, получения информации, оформления нотариального действия, — вводит в курс дела председатель БНП.
Наталья Борисенко приводит простой пример сочетания живого и электронного взаимодействия — удостоверение договора купли-продажи недвижимости. Нотариус, как и раньше, лично общается с участниками сделки, устанавливает личности по паспорту, вживую беседует с заинтересованными лицами. Однако при этом через созданную автоматизированную систему получает актуальные персональные данные продавца и покупателя, онлайн черпает информацию из регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это значительно экономит время: раньше, к примеру, нужно было создавать бумажные запросы, отправлять их почтой, в течение 14 дней ждать ответ…
— Также буквально в прошлом году мы стали тесно взаимодействовать с системой ГАИ. Сейчас, когда нотариус удостоверяет договор купли-продажи транспортного средства, он фактически онлайн получает всю необходимую информацию для проверки тех или иных фактов. Фиксация сделки, а также сведений о новом собственнике происходит в разы быстрее, чем раньше, — добавляет собеседница. — Участникам сделки уже не нужно обращаться в ГАИ ни за удостоверением, ни за регистрацией договора — только по вопросам снятия с учета и получения нового свидетельства о регистрации транспортного средства.
Более подробно читайте в газете "Рэспублiка"
Такие тенденции
По ее словам, технически нотариат готов к переходу на удаленный формат совершения некоторых нотариальных действий:— Нотариат — институт с многовековой историей, он помнит и фиксацию фактов на глиняных дощечках, и переход на бумажный документооборот. Сейчас нотариат, и не только белорусский, ощущает на себе переход в иной формат фиксации юридических фактов — цифровой, чтобы соответствовать духу времени, запросам общества и государства. Нотариат не должен отставать от тенденций современности, и прежде всего запроса общества.
Белорусская нотариальная палата имеет статус Базовой организации государств — участников СНГ в сфере нотариальной деятельности.
В 2013-м Указ Президента № 523 определил организационные и социально-экономические основы деятельности нотариата. За десять лет в Беларуси совершено почти 15 миллионов нотариальных действий. Сегодня в минуту в стране совершается три нотариальных действия, работает 211 нотариальных контор и 45 бюро, где трудится около 800 нотариусов и примерно 700 сотрудников.
Нотариату удалось концептуально решить важнейшие задачи, поставленные Главой государства. В первую очередь по организации нотариального обслуживания в республике, обеспечению доступности услуг населению, сохранности и учету документов нотариальных архивов, внедрению в нотариальных конторах и бюро единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел.
— В 2013 году Министерству юстиции и Белорусской нотариальной палате (БНП) поручили разработать и внедрить единую информационную систему учета нотариальных действий и наследственных дел, она заработала уже в 2017-м. За десять лет произошла поэтапная автоматизация всех процессов — сбора, получения информации, оформления нотариального действия, — вводит в курс дела председатель БНП.
Наталья Борисенко приводит простой пример сочетания живого и электронного взаимодействия — удостоверение договора купли-продажи недвижимости. Нотариус, как и раньше, лично общается с участниками сделки, устанавливает личности по паспорту, вживую беседует с заинтересованными лицами. Однако при этом через созданную автоматизированную систему получает актуальные персональные данные продавца и покупателя, онлайн черпает информацию из регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это значительно экономит время: раньше, к примеру, нужно было создавать бумажные запросы, отправлять их почтой, в течение 14 дней ждать ответ…
— Также буквально в прошлом году мы стали тесно взаимодействовать с системой ГАИ. Сейчас, когда нотариус удостоверяет договор купли-продажи транспортного средства, он фактически онлайн получает всю необходимую информацию для проверки тех или иных фактов. Фиксация сделки, а также сведений о новом собственнике происходит в разы быстрее, чем раньше, — добавляет собеседница. — Участникам сделки уже не нужно обращаться в ГАИ ни за удостоверением, ни за регистрацией договора — только по вопросам снятия с учета и получения нового свидетельства о регистрации транспортного средства.
Более подробно читайте в газете "Рэспублiка"
Подпишитесь на новостную рассылку и получайте интересующую Вас информацию первыми!