Единая информационная линия

Как нотариус оформила наследство "Москвича", выигранного в лотерею, и почему люди на приеме чувствуют себя как на исповеди

8 декабря 2025
Гомельская область
   Как нотариус оформила наследство "Москвича", выигранного в лотерею, и почему люди на приеме чувствуют себя как на исповеди
Люди у меня как на исповеди

Анна родилась в семье, где закон и справедливость были не просто словами, а профессией. Мама работала судебным исполнителем, прививала дочери с детства уважение к праву и чувство ответственности. Девушка мечтала пойти по ее стопам. Но по воле случая, окунувшись в работу нотариата, поняла, насколько она многогранная и интересная, сочетает юридическую точность и человеческое тепло. В нотариате Анна Макарова почти 15 лет. О выборе ни разу не пожалела.

Еще студенткой юридического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины пришла работать в нотариат. Прошла практически все ступени карьерной лестницы – от архивариуса первой Гомельской государственной нотариальной конторы до нотариуса нотариальной конторы Новобелицкого района Гомеля. Каждый день был уроком – от времени, проведенного в архиве, где папки хранили секреты чужих жизней, до момента, когда ее подпись стала гарантом счастья для многих людей.

Свой первый рабочий день в роли нотариуса помнит до малейших деталей, как будто это было вчера:

– Мама и дочь пришли оформлять генеральную доверенность. Дрожащими руками заполняла реестр, подписывала документ и ставила на нем гербовую печать. Было страшно, потому что понимала ответственность за совершаемое действие, за чужую судьбу. Сегодня уже не теряюсь и не боюсь, стала намного увереннее в себе и своих действиях. Всё приходит со временем. Немаловажна поддержка коллег. У меня были отличные наставники – сначала заведующий первой Гомельской нотариальной конторой Ева Григорьевна Моцар, позже – заведующий нотариальной конторой Новобелицкого района Гомеля Ирина Ильинична Зарецкая. Под их руководством многому научилась и еще больше влюбилась в эту профессию.
DSC03527.jpg

По словам специалиста, каждая ситуация индивидуальна. Чтобы разобраться в хитросплетениях, нужно не просто знать закон, но и чувствовать людей. «Помогаешь другим, чувствуешь себя нужной, счастливой», – делится она.

В топе важных для нотариуса качеств, без которых в профессии не остаться, Анна Макарова называет внимательность, аккуратность, открытость, коммуникабельность, доброжелательность:

– Нельзя говорить с человеком, особенно пожилым, только фразами и формулировками из статей законов и кодексов, надо уметь объяснить доступно и понятно. Конечно, нужно любить людей, без этого в профессии не состояться. Кроме того, нотариус должен быть немного психологом. Если человек разгневан, необходимо уметь успокоить и сгладить ситуацию. Чтобы не разгорелся конфликт, нужно стать миротворцем. Уверена, что искусственный интеллект никогда не заменит профессию нотариу­са и живое общение. Люди приходят за помощью, решением нестандартных ситуаций, доверяя нам. Робот не успокоит, не порадуется чужому счастью, не посочувствует горю. Человеческое тепло остается незаменимым.

В практике у Анны были самые разные случаи – от радостных свадебных планов, связанных с созданием семьи и заключением брачных договоров, до тяжелых решений, когда приходилось помогать людям в разделе наследства.

– Недаром говорят: «Я у нотариуса – как на исповеди!». Это правда. Здесь нет места шаблонам, а иногда небольшая деталь может оказаться важной в разрешении ситуации, – откровенничает Анна Макарова. – Нравится, что нотариус удостоверяет только бесспорные факты. Сюда приходят по обоюдному согласию. Бывает, что на приеме люди ссорятся, не могут прийти к взаимному согласию, эмоции зашкаливают, но в целом во время визита – гармония. Даже в сложных ситуациях помогаем найти выход. Профессия живая, держит в тонусе, обязывает развиваться. Кроме этого, каждые пять лет у нас аттестация. Белорусская нотариальная палата и Гомельская областная нотариальная палата заботятся о повышении нашей квалификации и грамотности, организуя курсы, обучающие семинары, онлайн-вебинары. В мире, где всё меняется, нельзя стоять на месте, особенно в этой профессии.


В начале трудового пути, признается собеседница, не очень любила наследственные дела, считала их сложной категорией действий из-за множества нюансов. «Со временем, наоборот, стали любимым и интересным направлением. Некоторые наследственные дела напоминают запутанный клубок, но если потянул за одну ниточку, он постепенно распутывается», – отмечает она.

При высокой нагрузке на работе избежать эмоционального выгорания Анне Владимировне помогают спорт и чтение. А когда душа просит тишины и спокойствия, успокаивает и помогает переключиться отдых на природе.

Оформила наследство «Москвича», выигранного в лотерею

Ева Моцар могла стать врачом, но стала нотариусом благодаря школьной учительнице химии и биологии, которая посоветовала получить юридическое образование. В профессии почти 45 лет, из которых 25 возглавляет первую Гомельскую нотариальную контору.

Две судьбы и одна профессия2.jpg
Трудовой путь начала секретарем судебного заседания в суде Железнодорожного района Витебска, куда устроилась в несовершеннолетнем возрасте. Будучи студенткой второго курса БГУ, с 1 декабря 1981 года начала работать нотариусом нотариальной конторы Витебского района.

– Работа была неавтоматизирована. Печатали на машинках, многие документы заполняли вручную. Допустил ошибку – переписывай или перепечатывай заново. Чтобы заверить копию документа из загса, сегодня достаточно отксерокопировать, а тогда человек заполнял бланк собственноручно, а нотариус проверял на правильность и только после заверял, – оглядывается назад собеседница. – В наследство входили дом или полдома. Квартиры были государственные или коо­перативные, не находились в собственности людей. Были, конечно, и машины. Помню, как наследовался «Москвич», выигранный по лотерейному билету. Счастливым обладателем машины стал работник одного из местных колхозов, которому лотерею просто подарили. Еще вспоминается мужчина, пришедший на прием к нотариусу и, увидев меня, молодую девушку, слегка растерялся. Позже признался, что нарисовал себе образ нотариуса – интеллигентный мужчина с бородой. Вот так развенчала стереотипы.

По воле судьбы в 1983 году Ева Григорьевна переехала в Гомель. Трудилась судебным исполнителем суда Железнодорожного района, позже – нотариусом нотариальной конторы Центрального района. Именно в 90-е годы, по ее словам, нотариат пережил настоящую революцию – расширился перечень объектов, которые могли находиться в гражданском обороте: квартиры, дачи, земельные участки, гаражи. Начали создаваться частные предприятия, акционерные общества. Работа нотариуса стала объемнее, но не проще. Первый компьютер появился лишь в 1998–1999 годах.

– Сегодня студенту второго курса стать нотариусом уже не получится. Нужно высшее юридическое образование, стаж, прочные знания гражданского, земельного, семейного, жилищного законодательства. А еще – обязательно любить людей, потому что коммуницировать с посетителями приходится изо дня в день. Если люди раздражают – это не ваша профессия, – отмечает Ева Моцар.

Собеседница с теплом отзывается о наставниках – Галине Замалиной, Ирине Фомичевой и Ирине Коваленко из Витебска, а также о гомельчанках Лилии Кузуб и Марии Лапицкой. Рассказывает, что иногда приводит посетителям цитату из Библии: не торопись отдать имение свое при жизни своей, а на случай смерти – распорядись:

– Составить завещание можно, никому не сказав, но по опыту работы знаю, что наследникам потом проще воспринимать это известие, когда решение проговорено в семье заранее. В моей практике был случай, когда одна дочь получила в наследство квартиру, а другая, более успешная, с обидой сказала, что родители лишили ее не наследства, а родословной. Уверена, никакое имущество не стоит поломанных родственных отношений.

Вспоминает Ева Григорьевна и курьезный момент, когда машинистка допустила опечатку в слове «муж», напечатав в договоре мены «в квартиру вселяется Иванова Анна Михайловна с ужем». Удивительно, что жена описку заметила, но документ подписала, а вот муж указал на ошибку. Супруга же невозмутимо ответила: «То, что здесь написано, больше соответствует действительности». К счастью, мужчина не обиделся на такую реплику, и всё закончилось смехом.

Бывали случаи и с гораздо более серьезными последствиями. Однажды, оформляя договор дарения квартиры сыну, нотариус предложила матери внести в документе фразу о праве дарителя отменить дарение, если он переживет одаряемого. К несчастью, сын действительно умер раньше мамы, и невестка начала притеснять свекровь. Та со слезами на глазах пришла к нотариусу за помощью, которая и указала на эту важную строку в договоре. Женщина смогла вернуть квартиру и позже написала трогательную благодарность нотариусу в книге замечаний и предложений

Свою работу Ева Моцар очень любит, несмотря на высокую профессиональную загрузку. Расслабиться помогает общение с родственниками и друзьями, а также путешествия, особенно по родной Беларуси, красоту которой не перестает открывать, местом силы считает родительский дом в Могилевской области – тихую гавань, хранящую самую главную жизненную опору.

Источник: Новостной портал "Правда Гомель".
Сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, предоставления персонализированных рекомендаций. Подробнее