Любовь к делу всей жизни
Любовь к делу всей жизни. Нотариусы Гомельского нотариального округа Ирина Сарасеко и Марина Переплавчекно рассказали редактору отдела КУП "Редакция газеты "Гомельскай праўды" за что любят свою профессию.
Рука с печатью больше не дрожит.
Молодые, да ранние. Так говорят о тех, кто казалось бы совсем недавно пришел на работу, но успел заслужить уважение и доверие в коллективе.
Причислить Ирину Владимировну Сарасеко к опытным нотариусам с первого взгляда точно не получится. Заглянув в контору на Крестьянскую, 22, в Гомеле, вы скорее подумаете, что попали на прием к студентке-практикантке. И уже потом, в беседе, придет осознание ошибки. Дело в четкости, выверенности фраз, скорости оценки ситуации, решения задач. Что-то есть и во взгляде девушки. Так смотрят профессионалы.
Путь в правовую сферу деятельности начался с юрфака Гомельского университета имени Ф. Скорины. Пошла по стопам отца и старшей сестры, тоже юристов. Год за годом учебы она всё больше влюблялась в выбранную профессию.
Когда у молодого специалиста появляется база, некие основы, понимание системы права, перед ним раскрывается огромное поле знаний. И уже только от него зависит, насколько продвинется дальше, какие области освоит.
Университет окончила в 2013 году, специальность – адвокатура и нотариат. Выбрала второе направление, поскольку считает гражданское право, основное для нотариусов, самым интересным и многогранным.
Кого-то пугает, но Ирине как раз импонирует, что профессия требует постоянного саморазвития. Именно требует, а не просит. Для нотариусов, молодых и опытных, проводят множество круглых столов, семинаров, курсов. Их работа подразумевает непрестанное совершенствование, постижение новых знаний. Отстанешь, упустишь какие-то нюансы, поправки в законах – пиши пропало.
Помнит свои первые шаги в профессию, первый рабочий день. Как занесла печать над бумагой, а рука дрожит. Это была доверенность, в которой, кстати, нашла пару ошибок. Она переборола страх, поставила печать на исправленном документе. И сразу четко поняла, что отныне ответственна за каждую букву. Что назад дороги нет, теперь она – нотариус.
Острые моменты в работе? «Тяжелые» посетители? Конечно, такое случается. По ее словам, грамотный специалист всегда знает, как себя вести. Не теряет хладнокровия и действует в рамках закона. Без серьезных знаний психологии человека нотариусам никак не обойтись.
Однажды клиент пришел с доверенностью на право распоряжения счетами за границей. Ирина поняла, что гражданин не до конца понимает ситуацию, правовые последствия своих действий. Возможно, его использовали третьи лица. Отказала заверить документ, спокойно и корректно пояснила причину. Вразумила человека, начавшего было возмущаться.
Отдельная тема – дела о наследстве. Вот когда страсти накаляются до предела! И нотариус должен лавировать между интересами делящей имущество родни, стараясь не обжечься об эмоции. Основные незыблемые принципы в работе: законность, беспристрастность, независимость.
Главная же прелесть этой профессии, по мнению Ирины Сарасеко, в гуманности. Помочь человеку – вот главная цель. Это работа с людьми и только с людьми, предполагающая личное участие, сопереживание, здоровый альтруизм. Нотариус пропускает через себя чужие проблемы, находя в огромной махине закона пути их решения.
Даже самая любимая работа отнимает много сил. У Ирины есть способы разгрузки, которые тоже характеризуют ее как личность и профессионала. Она любит путешествия, музеи, выставки. А в свободные минуты решает кроссворды. Даже на досуге, говорит, мозг надо заставлять работать.
Никаких карандашей – будешь нотариусом.
Марина Парфеновна Переплавченко четверть века возглавляет нотариальную контору на Сухого, 16, в Гомеле. Через нее прошли не сотни – тысячи посетителей. А с ними человеческие проблемы, заботы, самые судьбоносные в жизни моменты.
Ее путь в профессию оказался тернистым. Родилась в Минусинске Красноярского края. Родители – белорусы, строили там железную дорогу. Но считает себя гомельчанкой, в городе над Сожем она с первого класса школы.
Поступила в БелГУТ, получила диплом инженера-строителя. Семь лет трудилась на коммунальном предприятии.
Оглядываясь в прошлое, представляет камень на развилке, как в той сказке… Она ведь долго решала, кем быть: юристом, врачом или инженером. В итоге выбрала вуз, который окончил отец.
Вернулась к этому камню в начале 1990-х, попав под сокращение. У нее было высшее образование, муж, две дочери и абсолютное непонимание, что делать и куда идти. Узнав про набор машинисток в нотариальные конторы, зацепилась за этот шанс. Печатать умела, спасибо школьному УПК.
Собеседование проводил тогдашний начальник управления юстиции облисполкома Яков Аземша. С ходу предложил учиться. Мол, возьму только нотариусом. Марина опешила: «Вы что, Яков Кириллович, я же сломала карандаш».
У инженеров есть традиция – ломать карандаш после защиты диплома. Это значит, покончить с учебой.
Но Яков Кириллович настоял на своем. Самую малость она поработала машинисткой-делопроизводителем, затем консультантом. Параллельно училась в университете имени Ф. Скорины. В нотариате с 1992-го, нотариусом стала в 1996-м.
Девяностые в их профессии были периодом колоссальных нагрузок. Страна и народ учились жить по новым правилам, к юристам и нотариусам тянулись толпы. Многие выезжали за границу, начался приватизационный бум. Но именно так, в слезах и бедах, рождается опыт.
А беды люди несли нередко. И действительно плакали. Она очень скоро поняла, что нотариусу важно быть хорошим психологом. В том числе психологом по отношению к себе. Иногда даже актером. При этом уметь гасить собственные эмоции.
Сегодня ей стоит лишь взглянуть на посетителя, чтобы определить стратегию поведения. Даже тон голоса подобрать. С кем-то нужно действовать мягче, дипломатичнее. С другими более строго, по-деловому. «Но если человек вошел в вашу дверь, вы обязаны помочь – это долг нотариуса», – говорит Марина Парфеновна. А если и отказать, то так, чтобы он сказал спасибо.
Закалка девяностыми не прошла даром. В профессии для нее не осталось тайн. Сегодня людских толп в конторах нет, но работа стала куда более многозадачной. И более зависимой от технологий. Волна цифровизации не застала врасплох. Ведь у нее есть та самая база, багаж знаний.
А быстро учиться новому Марина Переплавченко привыкла, это профессиональная фишка. Причем ей нравится учиться у молодежи, не зазорно советоваться с теми, кто только приходит в профессию. Мощную поддержку нотариусам оказывает и Министерство юстиции Республики Беларусь: взаимодействие с профильным ведомством самое тесное, консультируют по любым вопросам.
Привлекает в их деятельности еще одна важная составляющая – вовлеченность нотариусов в общественную жизнь, патриотические и благотворительные акции. Нотариусы заметны во всех благих начинаниях, всегда при деле. Этот драйв ей по нраву. Годы летят, признается, но любовь к профессии никуда не делась. Она только сильнее.
Отдушина вне рабочего времени для нее – путешествия. Любые. Поездом, на авто, велосипеде, своих двоих. Когда-то бегала марафоны. С удовольствием поучаствовала в акции «Правовой экспресс», когда нотариусы ездили по стране в вагоне и консультировали на перронах. В последние годы втянулась в интеллектуальные игры: мозгобойня, квиз. Выступает за молодежные команды.
Почему нотариус – женская профессия? Марина Парфеновна считает, так традиционно сложилось в Беларуси, России, некоторых других странах. А вот в Германии, куда она ездила по обмену опытом, большинство нотариусов – мужчины. Один из немцев, приехав с ответным визитом на конференцию в Минск и увидев в зале весь цвет нашей профессии, с чувством сказал: «Боже, какой у вас красивый нотариат!»
Источник: http://gp.by Гомельская праўда
© Правда Гомель