Регистрация сделок с недвижимостью с помощью нотариуса

С 11 июня 2025 года в Республике Беларусь вступили в силу изменения в Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Теперь нотариус удостоверивший сделку, договор или выдавший свидетельство о праве на наследство, то есть совершивший любое нотариальное действие, которое так или иначе влияет на объект недвижимости, обязан представить пакет документов в Единый реестр недвижимости и уведомить регистратора посредством электронной системы о совершении регистрационного действия недвижимого имущества, прав на него или сделок с ним, т.е. в момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, нотариус через специальный электронный сервис будет направлять соответствующее сообщение в организацию по государственной регистрации и это сообщение будет препятствовать другому нотариусу или регистратору осуществить параллельно действия в отношении этого же объекта недвижимости и исключит мошеннические действия.
Государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также внесение исправлений в регистр недвижимости, на основании документов, выданных или удостоверенных нотариусом, будет осуществляться нотариусом в обязательном порядке в день выдачи (удостоверения) документа без заявления заинтересованных лиц и без оплаты такой услуги нотариуса. Такой порядок снимает с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о государственной регистрации.
Регистратор в течение одного часа со времени поступления от нотариуса документов в систему направит нотариусу сведения о размере платы за осуществление государственной регистрации и реквизитах для оплаты, о чем нотариус известит заинтересованное лицо. После оплаты регистратор в день осуществления государственной регистрации направит нотариусу свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации в виде электронного документа, которое нотариус выдаст правообладателю. При этом удостоверенная нотариусом форма внешнего представления такого электронного документа получает равную юридическую силу с оригиналом.
Данное нововведение позволит осуществлять государственную регистрацию, совершать регистрационные действия, вносить исправления в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ) без обязательной подачи заявителем в республиканскую либо территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним заявления о государственной регистрации, а также документов, являющихся основанием для совершения регистрационных действий. Государственная регистрация (внесение исправлений в ЕГРНИ) в данном случае будет осуществляться на основании направленных нотариусом электронных копий документов, уведомления о направлении документов и после подтверждения факта уплаты госпошлины, взимаемой в случаях, установленных законодательными актами, внесения платы за осуществление госрегистрации (платы за внесение исправлений в ЕГРНИ).
Нотариус не взимает плату за направление документов на государственную регистрацию либо внесение исправлений.
Следовательно, гражданам не придется после удостоверения сделки или получения наследства обращаться в орган регистрации для регистрации перехода права собственности на недвижимость.
Такие новшества законодательства направлены на упрощение регистрационных прав граждан и повышение удобства по оформлению недвижимого имущества. Новому владельцу при получении у нотариуса удостоверенной формы внешнего представления электронного документа – свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации теперь можно обращаться в обслуживающие организации для переоформления договоров, счетчиков и решения других вопросов, связанных с эксплуатацией недвижимости. Информация о нем, как о собственнике недвижимого имущества, уже содержится в ЕГРНИ, прав на него и сделок с ним.
Нотариус Гомельского нотариального округа Ирина Желдак.
Материал сайта издания "Светлае жыццё"