Белорусский нотариат в период с 1917 по 2013 год
Белорусский нотариат в период с 1917 по 2013 год
Развитие истории современного нотариата тесно связано с историей государства. Этапы становления современного нотариата связаны с принятием Декрета Совета Народных комиссаров № 2 «О суде» от 24 ноября 1917 года, где содержится нормативное закрепление компетенции и некоторых функций нотариальных органов. Так, в статье 9 было указано, что все дела охранительного гражданского судопроизводства, как-то: утверждение в правах наследства, утверждение к исполнению духовных завещаний, усыновление и т.д., а равно дела брачные, о рождении, и вообще дела, оценке не подлежащие, подсудны местному суду.
В статье 11 Декрета устанавливалось, что надписи о принудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам, на основании правил о принудительном исполнении делаются нотариусами, а в местностях, где таковых нет, лицами, их заменяющими. Причем эти лица, а равно нотариусы, взимают пошлину и прочие сборы в установленном порядке.
В период Гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами гражданский оборот в стране был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе государственных органов. Возникла тенденция к ликвидации нотариата. Обязательные отношения сводились к бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.
В этот же период был принят Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 года «Об отмене наследования», в развитие которого было разработано циркулярное письмо, где указывалось, что всякое имущество умершего, даже ниже 10 тысяч рублей, в чем бы оно ни заключалось, становится достоянием Республики. Родственники умершего получали лишь «непосредственное управление и распоряжение этими имуществами», а не право собственности. Достаточно скоро данный декрет был отменен.
С переходом к новой экономической политике внимание к нотариату со стороны органов Советской власти усиливается. Декретом Совнаркома от 12 августа 1921 года установлено, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций.
Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата обсуждались IV Всероссийским съездом деятелей советской юстиции, который открылся 26 января 1922 года. В печати были опубликованы «Тезисы о нотариате», в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами, свойственные капиталистическим странам, по вознаграждению за услуги не должны иметь место.
4 октября 1922 года было принято Положение о государственном нотариате, которое заложило основы советского нотариата. Оно предусматривало создание во всех городах, а также в наиболее значительных населенных пунктах сельской местности, железнодорожных станциях и др., нотариальных контор. Там, где нотариальные конторы не были учреждены, исполнение нотариальных функций возлагалось на народных судей. Расположение нотариальных контор устанавливалось исполкомами местных Советов и утверждалось Народным комиссаром юстиции. Во главе нотариальных контор стояли нотариусы, назначаемые Президиумами губернских Советов народных судей, из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдержавших установленные испытания в комиссии, назначавшейся Президиумом Совнарсуда по программе, утвержденной Наркомюстом. Нотариусы не имели права на совместительство, не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях. Вознаграждение за труд нотариусы могли получать только от государства. Место нотариата в системе советских государственных органов было определено — нотариат был включен в состав органов юстиции.
Организация и руководство нотариатом поручалось органам судебного управления. Наркомюст утверждал сеть нотариальных контор, осуществлял наблюдение и контроль за их деятельностью. Президиумы Совета народных судей были обязаны производить периодические обследования деятельности нотариальных контор, проверять и принимать установленные отчеты и сводки. Кроме того, устанавливалась связь между нотариальными конторами и судебными органами — жалобы на совершение нотариальных действий, а равно и на отказ в их совершении рассматривались Президиумом Совета народных судей, определения которого были окончательными, но могли в порядке надзора отменяться Народным комиссаром юстиции.
В отчетном докладе о деятельности нотариального подотдела отдела судоустройства и надзора Наркомюста о деятельности нотариата за 1925 год содержалась такая информация:
«До укрупнения Советской Белоруссии на территории её существовали шесть нотариальных контор: Минская, Бобруйская, Мозырская, Слуцкая, Борисовская и Червенская. После же укрупнения к Белоруссии отошли от Витебской, Смоленской и Гомельской губерний девять контор: Витебская, Оршанская, Могилевская, Калининская, Полоцкая, Мстиславская, Рогачевская, Горецкая и Дриссенская. Вскоре Дриссенская контора была закрыта, а остальные четырнадцать контор функционируют в настоящее время.
С увеличением числа нотариальных контор и расширением их функций увеличилась потребность в руководстве и инструктировании контор.
В 1925 году Нотариальный отдел впервые приступил к ревизии нотариальных контор. Таким образом, в 1925 году первый раз обревизованы нотариальные конторы со дня их существования.
При ревизии контор главное внимание обращено было на устранение разнообразия и установление однообразной постановки дела во всех конторах».
14 мая 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата», в котором были сформулированы основные принципы организации и деятельности нотариальных органов, а также задачи государственных нотариусов, многие из которых сохранили свое значение — в той или иной мере — до настоящего времени. На основании указанного постановления в БССР 31 декабря 1926 года было принято Положение о нотариате.
Законодательство пошло по пути расширения компетенции нотариальных действий, в целях освобождения судов от дел бесспорного характера. Например, к компетенции нотариальных контор снова было отнесено учинение исполнительных надписей на сделках. В 1927–1928 годах нотариату было передано принятие мер к охране наследственного имущества. Также было установлено право на признание граждан безвестно отсутствующими и умершими. Нотариальные конторы выдавали свидетельства о выморочности имущества.
Численность работников нотариальных контор в этот период была небольшая. Например, типовой штат первых нотариальных контор в областных центрах состоял из трех единиц: старший нотариус, консультант и курьер-уборщица, а во всех остальных нотариальных конторах — из одной единицы — нотариуса.
Порядок и правила совершения нотариальных действий практически не отличались от ныне действующих. Так, государственные нотариусы и сотрудники нотариальных контор были обязаны соблюдать тайну нотариальных действий. При совершении нотариальных действий требовалось проверять соответствие требуемых действий и представляемых документов действующим законам, а также оплату установленных сборов. При нотариальном удостоверении сделок государственные нотариусы должны были проверять наличие и подлинность подписей лиц, участвующих в сделке, их правоспособность и дееспособность.
Новый этап развития органов нотариата наступил в послевоенный период. Положения о государственном нотариате в Белорусской ССР утверждались в 1950, 1956 годах.
В 60-е годы существенно изменилось гражданское и процессуальное законодательство — 11 июня 1964 года были приняты новые Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы БССР. В связи с чем в январе 1967 года было утверждено новое Положение о государственном нотариате, в котором впервые четко были закреплены задачи государственного нотариата, расширен и детально урегулирован круг совершаемых нотариальных действий. В Положении были определены требования к лицам, претендующим на должности государственных нотариусов, в том числе о наличии высшего юридического образования.
Следует отметить, что в период с 1960 по 1971 год функции по руководству государственными нотариальными конторами возлагались на Верховный суд БССР, в связи с упразднением Указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 февраля 1960 года Министерства юстиции БССР.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и СМ СССР постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 17 сентября 1970 года «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» было признано целесообразным образование союзно-республиканского Министерства юстиции БССР, а так же отделов юстиции в областях. И уже 5 ноября 1971 года Указом Президиума Верховного Совета БССР было образовано Министерство юстиции БССР, в структуру которого входил отдел нотариата и ЗАГСов.
30 апреля 1974 года был принят Закон БССР «О государственном нотариате», который урегулировал деятельность не только нотариальных контор, но и определил компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия (исполкомы местных Советов, консульские учреждения), закрепил основные положения организации и осуществления нотариальной деятельности. Данный закон просуществовал более 26 лет и был признан утратившим силу 24 октября 2000 года, в связи с утверждением Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 года № 38 «Положения о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», закрепившим основные организационные принципы деятельности государственного нотариата.
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года была предусмотрена организация частной нотариальной деятельности в городе Минске в порядке эксперимента, а с 1994 года эксперимент распространился на территорию всей республики. В последующем частная нотариальная деятельность получила правовое закрепление и развитие в иных нормативных правовых актах. Так, порядок допуска к занятию частной нотариальной деятельностью, организационные положения ее осуществления были определены Декретом Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 года № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь».
После принятия вышеуказанных нормативных правовых актов и признания утратившим силу Закона Белорусской ССР 1974 года «О государственном нотариате» возник правовой вакуум по ряду вопросов правоприменительного характера. В них отсутствовали положения, регулирующие основополагающие принципы совершения отдельных видов нотариальных действий. Возникла необходимость кодификации законодательства, регулирующего нотариальную деятельность с целью его упорядочения и дальнейшего развития соответствующего этому периоду времени.
Так, через 20 лет после принятия первого Закона регулирующего нотариальную деятельность, 18 июля 2004 года был принят Закон Республики Беларусь № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».
Данным Законом определены правовые, организационные, социально-экономические основы нотариата, задачи и принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь, а также он регулирует отношения в области нотариальной деятельности.
Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 года № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» произвел кардинальную реформу организации нотариальной деятельности, сближающую нотариат Беларуси с латинским типом нотариата. Но это уже не история, а современность.