Порядок рассмотрения обращений
Рассмотрение обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях).
Обращения подаются заявителями в Белорусскую нотариальную палату, территориальные нотариальные палаты в письменной форме, а также излагаются в устной форме.
Письменные обращения подаются нарочным (курьером), посредством почтовой связи, в ходе личного приема.
Устные обращения излагаются в ходе личного приема.
Требования, предъявляемые к обращениям
1. Обращения излагаются на белорусском или русском языке.
2. Письменные обращения граждан должны содержать:
- наименование и (или) адрес Белорусской нотариальной палаты или территориальной нотариальной палаты либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
- фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина (граждан).
3. Письменные обращения юридических лиц должны содержать:
- наименование и (или) адрес Белорусской нотариальной палаты или территориальной нотариальной палаты либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
4. Текст обращения должен поддаваться прочтению.
Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов и выражений.
5. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
6. В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
Почтовые адреса, режим работы Белорусской нотариальной палаты и территориальных нотариальных палат указаны на сайте Белорусской нотариальной палаты в разделе «Контакты».
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
-
обращения не соответствуют требованиям, перечисленным выше в пунктах 1 – 5;
-
обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
-
обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили;
-
пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
-
заявителем подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
-
с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
-
обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
-
не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
-
обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
-
заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
-
заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
-
заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
-
обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Отзыв обращения
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.
В случае отзыва заявителем своего обращения организация прекращает рассмотрение такого обращения по существу без уведомления об этом заявителя.
Заявителю возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению.
Сроки при рассмотрении обращений
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
Обращаем внимание!
В соответствии с Законом об обращениях (в редакции, вступившей в силу со 2 января 2023 г.) право на обращение может быть реализовано путем подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации.
Электронное обращение – обращение заявителя, поданное посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений).
Система учета и обработки обращений предназначена для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений. При этом, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ, - на электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления).
Система учета и обработки обращений является единым интерфейсом для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию, подключенную к этой системе.
Более подробная информация о подаче электронных обращений размещена на сайте Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.
Белорусская нотариальная палата является некоммерческой организацией, территориальные нотариальные палаты являются структурными подразделениями Белорусской нотариальной палаты. Подача электронных обращений в Белорусскую нотариальную палату и территориальные нотариальные палаты Законом об обращениях не предусмотрена.
Подать обращение в Белорусскую нотариальную палату, территориальные нотариальные палаты возможно в письменной и устной форме.